Приборы
126 0

В России могут ввести социальную норму потребления электричества

Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных. Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются. Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.

Но еще достаточно большой процент квартир не оборудованы индивидуальными счетчиками на электричество. Таким собственникам расчет потребления производится из норматива на одного проживающего и стоимости тарифа на 1 киловаттчас.

Норма потребления электрической энергии устанавливается региональными властями.

Определение понятий

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

Читайте также: Свет на даче без электричества. Электричество по минимуму

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Например, нормативы для коммунальных услуг, установленные в регионах РФ:

  • приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики РК от 29.07.2016 № 196,
  • постановление Комитета госрегулирования тарифов Саратовской области от 20.04.2018 № 14/2,
  • приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.05.2017 № 31.

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт49352

2

Правовая база

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Читайте также: Устройство, конструкция и разновидности синхронных машин

О порядке и сроках введения СН

Согласно действующей редакциип. 3 Постановления № 614высшее должностное лицо субъекта РФ принимает решение о применении СН при определении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии, потребляемой приравненными к населению категориями потребителей, в срок до 01.03.2016. В решении должна быть указана дата начала осуществления расчетов с применением СН (с 1-го числа месяца). Решение должно быть принято не позднее чем за четыре месяца до указанной даты. Величина самой СН устанавливается до 01.04.2016, но не позднее чем за три месяца до даты начала расчета размера платы за услугу по электроснабжению с применением СН.Единственным исключением по решению того же высшего должностного лица субъекта РФ могут стать территории, включенные в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления (см.Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 854), а также территории, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов (п. 3 Постановления № 614).

В течение месяца после принятия решения об установлении величины СН, но не позднее чем за два месяца до даты начала применения СН для расчетов с потребителями органы исполнительной власти субъектов РФ принимают решения об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на электроэнергию, поставляемую населению, отдельно в отношении электроэнергии, потребляемой населением в пределах СН и сверх нее, а также сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и иных тарифов, перечисленных вп. 7.1 Постановления № 614.

В «пилотных» регионах соответствующие тарифы могут быть пересмотрены в срок до 01.05.2014. Их следует применять с 01.07.2014.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

ГородМаксимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/чМаксимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитойС электроплитойС газовой плитойС электроплитой
Москва941443249
Санкт-Петербург1391964767
Новосибирск1562135373
Пермь1852636389
Волгоград1231734259
Вологда971473350
Ярославль811082837
Омск971653356
Екатеринбург1021603554
Тюмень1352104672
Пермь1171924065
Казань1231734259
Ростов-на-Дону1321824562
Барнаул (Алтай)176,56232,0160,0478,88
Новосибирск1081563753
Самара1031243542

Более подробную информацию найдете в постановлениях «Об утверждении нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на территории города или области»:

  • Московская область;
  • Ленинградская область;
  • Новосибирская область;
  • Самарская область;
  • Волгоградская область;
  • Вологодская область;
  • Новосибирская область;
  • Ярославская область;
  • Омская область;
  • Свердловская область;
  • Тюменская область;
  • Пермский край;
  • Республика Татарстан;
  • Ростовская область;
  • Алтайский край.

Для применения нормативов используются дополнительные условия:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.

Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.

Основная концепция применения норматива

Экономичный подход к использованию природных богатств, является приоритетной задачей во всех разработках Совфед РФ. Коэффициенты использования электроэнергии и внедрение соцнорм включены в расчёты населения за потреблённую энергию в целях создать заинтересованность в бережном отношении к ресурсу.

Впервые коэффициент потребления был введен в 2013 г. в отдельных регионах РФ. Далее поэтапно внедрялся в других субъектах. В настоящее время действием нормативного потребления охвачена вся страна. Причем норматив действует и для общедомовых нужд по электроэнергии.

Читайте также: Принцип работы и устройство синхронного генератора переменного тока

Методика расчёта сводится к определению такого показателя социальной нормы, который будет ниже средне потреблённого фактического расхода и это произведёт эффект стимулирования населения к уменьшению своих расходов на оплату электроэнергии.

На размер показателя оказывают влияние несколько факторов:

  • категория потребителя;
  • тип местности, где потребляется ресурс;
  • вид кухонного оборудования для приготовления пищи.

Основываясь на значимых показателях, была выведена социальная норма, которая напрямую зависит от количества зарегистрированных в жилище человек. Этот показатель закреплён следующим образом:

Для СНТ показатель использования рассчитывается по формуле, как при единоличном расходовании.

Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2021 году

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

О размерах тарифов

В новой редакцииПостановления № 614(п. 7.3) установлены ограничения размеров тарифов на электроэнергию, потребляемую в пределах и сверх СН, при переходе к расчетам с применением СН. Так, предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в пределах СН, в среднем по субъекту РФ – это уменьшенный на 10% предельный минимальный уровень тарифов, установленный ФСТ на месяц соответствующего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета платы за коммунальную услугу с применением СН. В свою очередь, предельный максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН, – уменьшенный на 3% соответствующий предельный максимальный уровень тарифов за указанный выше месяц. Предельным минимальным уровнем тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН, является увеличенный на 40% предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН. Аналогичным образом на 40% отличается и максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН.Впункте 7.4 Постановления № 614закреплено, что во всех субъектах РФ, кроме «пилотных», тарифы на электроэнергию, поставляемую населению сверх СН, в первых двух периодах регулирования с момента принятия решения о применении СН не должны превышать более чем на 40% тарифы на электроэнергию, установленные для ее потребления в пределах СН.

Добавить комментарий