Новости
643 0

Технология прокладки оптических кабелей в дорожном полотне: преимущества и ограничения

Информационные технологии и телекоммуникации буквально пронизывают все области современной жизни. Видимым проявлением этого процесса становится появление таких объектов как Умный дом и Умный город, которые в результате естественного эволюционного трансформирования постепенно становятся основой цифровой экономики. Интенсивность объективных процессов появления цифровой реальности дополнительно серьезно стимулируются снизу за счет массового распространения Интернета вещей.

Эффективное функционирование цифровой экономики невозможно без телекоммуникаций, технологической основой которых становятся линии волоконно-оптической связи. Средства радиосвязи в силу целого ряда объективных причин применяются для решения группы нишевых задач, так как фактически применяются в тех случаях, когда организация кабельных каналов связи невозможно физически или нецелесообразно по иным соображениям.

Существенную, превышающую половину общего бюджета долю в расходах на создании линии волоконно-оптической связи, образуют чисто строительные работы. Поэтому поиск путей экономии на этой статье затрат рассматривается как одно из приоритетных направлений развития техники.

Кабели ВОЛС междугородной связи и автомобильные дороги

При выборе трасс прокладки кабельных линий междугородной связи их традиционно привязывают к автомобильным дорогам. Выбор подобной стратегии определяется следующими простыми соображениями:

Читайте также: Однофазные выпрямители: типовые схемы, осциллограммы и моделирование
  • автомобильные дороги, соединяющие населенные пункты, естественным образом обычно прокладываются так, чтобы минимизировать их протяженность;
  • в населенных пунктах сосредоточены население и организации, которые создают трафик и являются потребителями услуг электросвязи;
  • автомобильные дороги обеспечивают наибольшую простоту доставки техники и различных материалов по всей трассе как в процессе строительства, так и при выполнении ремонтно-восстановительных работ после аварий, а также во время текущего обслуживания.

Дополнительно укажем на то обстоятельство, что сама автомобильная дорога выгодна с точки зрения выполнения строительства кабельных линий связи из-за того, что

  • из перечня проектных работ исключается трудоемкое исследование геоподосновы;
  • за счет наличия мостов легко решается проблема организации переходов через водные преграды;
  • из-за однородного характера грунта и отсутствия подтопления заметно уменьшаются риски повреждения кабеля;
  • резко снижаются требования в отношении проходимости специализированной строительной техники.

Рисуем план

После того, как вы примерно представляете себе трассу, перенесите ее на лист бумаги. На этом плане также должны быть основные сооружения, водопровод, канализация и т.п. После того как выкопаете траншею и уложите кабель (до начала засыпки), измеряете расстояние до всех «долгосрочных» объектов и переносите их на план. Кабели разного назначения можно обозначать разными цветами.

Профессионалы называют этот процесс «привязкой к местности». Этот план с расстояниями может впоследствии очень пригодиться — при перепланировке участка, планировании новых построек и т.п. Также он будет если возникнет необходимость ремонта линии передачи. По плану вы восстановите место прохождения трассы.

Варианты прокладки волоконно-оптических кабелей «в дороге» и их исполнение

Рис. 1. Схематическое представление автомобильной дороги с твердым покрытием и возможные места прокладки кабелей

С учетом отмеченного выше естественного тяготения трасс прокладки кабельных линий связи к автомобильным дорогам в общем случае возможны три варианта исполнения их линейной части, которые отличаются местом прокладки кабеля и его конструктивным исполнением. Прокладка кабеля может осуществляться, см. рис. 1:

  • непосредственно в дорожное полотно (1);
  • в минитраншею обочины (2);
  • вдоль дороги сразу же за полосой отчуждения обычно на расстоянии 15 – 30 м от края дорожного полотна (3).

Прокладка в пределах полосы отчуждения, но вне обочины допустима в том случае, если создаваемая линия связи предназначена для решения сервисных задач, необходимых для корректного функционирования трассы. Данная возможность специально не выделяется в отдельный вариант из-за того, что с точки зрения выполнения строительных работ она, за исключением организационных моментов, практически не отличается от прокладки за ее пределами отчуждаемой полосы.

Возможна прокладка непосредственно в дорожном полотне в его боковой части на глубине порядка 10 – 15 см в канавке шириной около 2 см с последующей заливкой гудроном. Такая технология активно продвигалась немецкой компанией Siemens в самом начале 2000-х гг и была частично востребована в городе. В качестве прототипа используемого для этого кабеля, рис. 1б из-за необходимости обеспечения высокой поперечной прочности был выбран модуль глубоководного морского кабеля. От широко распространенных традиционных «сухопутных» изделий он отличался тем, что содержал толстостенную медную или алюминиевую трубку, на которую возлагается функция силовой основы и поясной изоляции. Из-за высокой стоимости таких изделий (как минимум в 1,5 раза больше по сравнению с традиционными конструкциями с броней из круглой стальной проволоки из-за применения сплошного упрочняющего покрытия из цветного металла большой толщины) такое направление развития не получило.

Рис. 2. Схематическое представление вариантов исполнения кабелей для прокладки вдоль автомобильных дорог с твердым покрытием: а) традиционная модульная конструкция в однослойной броне из круглой стальной проволоки; б) со сплошной трубчатой броней; в) безбронный с трубкой для пневматической прокладки

Прокладка вне полосы отчуждения осуществляется непосредственно в грунт и должна выполняться только кабелем в броне из стальной проволоки. Проволока имеет преимущественно круглое поперечное сечение, более эффективная квадратная в сечении проволока не используется из-за технологических сложностей ее нанесения на тело кабеля. Наиболее распространены конструкции с однослойной броней, Рис. 2а, при прокладке в скальных грунтах и при рисках мерзлотных деформаций почвы может применяться 2-слойная проволочная броня, позволяющая довести допустимое растягивающее усилие кабеля до 20 тонн.

Разрабатываем трассу

Трассу подземной прокладки кабеля от столба к дому вам начертят в проекте и все что вам останется — выполнить все указания. Но при разводке электричества по участку трассу приходится разрабатывать самому. Самый экономный вариант — прямая от одной точки до другой. Но реальная трасса такой практически не бывает. Чаще всего это ломанная линия, так как приходится обходить много препятствий. Прокладка кабеля в траншее

Читайте также: Моргает свет в квартире: что делать и куда обращаться

Особенности реализации линейной части кабельной системы ВОЛС, проложенной в дороге

Для построения линейной части системы волоконно-оптической связи в обочине наиболее пригодна технология пневматической прокладки, которая соответствует рекомендациям L.48, L.49 и L.68 Международного союза электросвязи. В основе технологии лежит использование комбинации трубок и безбронных кабелей, рис. 2в. Идея этой технологии и ее основные свойства были рассмотрены в статье «Задувка оптического кабеля: технология пневматической прокладка ВОЛС, особенности, применение». Поэтому далее остановимся только на отличиях от традиционной схемы реализации линий междугородной связи.

Прокладка в обочине предполагает выполнение нескольких простых процедур.

Рис. 3. Размеры минитраншеи в структуре обочины

Сначала цепной или дисковой пилой в теле обочины формируется прорезь (миниканавка или минитраншея) шириной 5 – 10 см при глубине примерно 50 – 60 см, см. рис 3. Популярный при подземной прокладке междугородных линий плуг-пропорщик в данном случае скорее избыточен из-за отсутствия такой необходимости – структура обочины изначально предполагает, что в ней отсутствуют корни деревьев, валуны и иные аналогичные невидимые подземные препятствия.

Через каждый километр, в местах ответвлений от дороги, а также в иных точках, предусмотренных проектом, формируется выемка для установки в нее сборного пластикового колодца. Выбор расстояния между колодцами в 1 км обусловлен стремлением к созданию технических запасов (максимальная протяженность трубки может достигать 1,5 км), так что небольшое превышение этого расстояния не приводит к тяжелым последствиям.

Колодец штатно выдерживает давление до 26 тонн. Подобное значение более чем с двукратным запасом превышает нормативную по актуализированной редакции СНиП 2.05.02-85 статическую осевую нагрузку автомобиля. Таким образом, гарантируется отсутствие опасности его разрушения при съезде на обочину даже тяжело груженных фур.

Одиночные трубки под безбронный кабель или их сборки-пакеты с общей оболочкой, укладываемые в разрез сразу же после его формирования, имеют два типоразмера с отличием по диаметру в два раза. Эта особенность дополнительно с небольшой штатной глубиной минитраншеи, что создает условия простоты изменения ее ширины, позволяет гибко варьировать количеством волокон в линейной части и легко адаптировать структуру магистрали автодорожной телекоммуникационной сети под потребности конкретного проекта, рис. 4. Укладка одиночных трубок и их пакетов в траншею и восстановление целостности обочины может выполняться с одного автомобиля.

Рис. 4. Возможные варианты размещения комбинаций трубок в минитраншеях различный ширины (слева широкая, справа – узкая)

Тягач, на котором установлен пилящий агрегат, отличается относительно умеренной мощностью, что положительно сказывается на его габаритах. В процессе работы он перемещается по обочине. Выемка под колодцы имеет небольшие габариты. Все это выгодно с той точки зрения, что позволяет не только не останавливать движение по дороге, но даже не вводить на него ограничения.

Для прохода под равноуровневыми дорогами привлекается популярная технология горизонтального направленного бурения. Переходы через реки осуществляются по мостам с использованием дополнительной механической защиты трубчатого кабеля, изначально рассчитанного на эксплуатацию в таких условиях.

После формирования системы трубчатых каналов производится задувка безбронных миникабелей, которая требует применения специального технологического приспособления, например, Katimex X-Blow micro. Оно имеет хорошие массогабаритные показатели, что позволяет в нерабочем состоянии хранить ее вместе с аксессуарами в чемоданчике-кейсе, рис. 5.

Читайте также: Перечень наиболее частых поломок и советы по самостоятельному ремонту парогенераторов

Рис. 5. Головка для ввода и продвижения оптического миникабеля в трубчатом канале с подключенным источником сжатого воздуха и с установкой на треноге — Katimex X-Blow micro

Далее выполняются обычные для работы с линейной части волоконно-оптической связи процедуры:

  • сварки отдельных строительных длин с установкой муфт или армирования отельных волокон элементами разъемов с их последующим подключением в розетки кроссов в промежуточных и оконечных точках трассы, соответственно;
  • проверки общего затухания и отсутствия дефектов на рабочих длинах волн;
  • оформление необходимой документации (паспортизация трассы).

Последним шагом становится подключение к активному сетевому оборудованию.

Дополнительная защита кабеля от влаги не требуется, что обеспечивается

  • отсутствием рисков постоянного нахождения воды в колодцах, находящихся в толще обочины выше уровня водоносного слоя;
  • применением влагозащитных покрытий трубок и герметичностью конструкции сборного колодца;
  • влагостойкой полиэтиленовой оболочкой миникабеля;
  • заполнением внутренних пустот кабельного сердечника гидрофобным гелем.

Засыпка колеи землей

На конечном этапе траншею засыпают землей:

  • используется выкопанный из траншеи грунт;
  • земля должна быть чистой, без больших камней и примесей;
  • в городских условиях используют песок;
  • засыпка происходит поэтапно;
  • каждый слой имеет толщину 20 см, он увлажняется и утрамбовывается.

Перед засыпкой все распорки и вспомогательные элементы удаляются. Лучше использовать бульдозер для засыпки – это сэкономит время и позволит разровнять площадку.

Основные достоинства прокладки оптического кабеля в обочине дорожного полотна

Использование обочины в качестве места для прокладки волоконно-оптического кабеля имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной прокладкой вне полосы отвода. В качестве наиболее значимых среди них отдельного упоминания заслуживают такие факторы как

  • высокая скорость прокладки, которую иллюстрируют данные в таблице 1;
  • простота установки колодцев, определяемая их сборной конструкцией, небольшой массой и малыми габаритами;
  • минимизация рисков мерзлотных деформаций и длительного воздействия влаги, определяемая структурой и условиями формирования обочины;
  • легкость подключения к информационной системе технологических контроллеров различного назначения, облегчающих текущую эксплуатацию автомобильных дорог и делающих автомобильное движение более эффективным.

Таблица 1. Типовые параметры строительства линейной части волоконно-оптической системы связи

Компонент трассыТрадиционная технологияПневматическая прокладка
Линейная часть1 км за смену3 км за смену
Установка колодца4 часа1 час

Немаловажное значение приобретает то, что риски повреждения кабеля и колодцев строительной техникой в процессе эксплуатации снимаются практически до нуля (коэффициент готовности линейной части системы достигает «пяти девяток» или 0,99999) просто в силу отсутствия строительных работ, выполняемых посторонними организациями на обочине дорог.

С финансовой точки зрения автодорожная телекоммуникационная сеть на этапах строительства и эксплуатации обходится заказчику и оператору как минимум на десятки процентов дешевле. Если в части капитальных затрат данное утверждение не является неожиданным из-за простоты и дешевизны строительных механизмов, а также хороших массогабаритных показателей кабелей, то в части эксплуатации все не так очевидно и требует дополнительных комментариев.

Дополнительный бонус снижения эксплуатационных расходов для организаций, занимающихся проектированием, созданием и эксплуатацией технологических информационных систем, прямо вытекает из простоты наращивания количества отдельных волокон в линии и/или их подачи к промежуточной точке трассы по мере возникновения такой необходимости. Волоконно-оптическая линия междугородной связи относится к объектам с высокой капиталоемкостью, наращивание до проектной мощности передаваемого по ней трафика растягивается порой на десять и более лет. С учетом высокой стоимости кредитных средств возможность реализации подхода «волокно по заказу» позволяет оператору сэкономить значительные финансовые ресурсы.

Процесс копки

Перед началом рытья траншеи необходимо составить или получить схему участка с прокладкой всех коммуникационных сетей под землей.

После этогоможно воспользоваться пошаговой инструкцией:

  1. Определить тип траншеи – с откосами, с отвесными стенками или смешанный.
  2. Подготовить поверхность. Освободить участок от мусора, удалить камни и ветки, выкорчевать пни.
  3. Произвести разметку. Установить колышки или столбики в начале и конце траншеи, между ними натянуть шнур.
  4. Произвести рытье. Механизированным или ручным способом. Землю из траншеи лучше складывать по одну сторону от окопа. Рекомендуемое расстояние – 50 см.

В последствии будет удобнее и легче засыпать траншею, если грунт будет находиться недалеко.После копки стенки нужно укрепить, если используется траншея с отвесными стенками.

На конечном этапе можно перекинуть мостики для ходьбы, если траншея широкая. Также рекомендуется установить освещение и ограждение, если копка осуществляется на проезжей части.

Потенциальные потребители оптических кабелей в дорожном полотне

При определении перечня потенциальных потребителей ресурсов автодорожной телекоммуникационной сети следует обязательно принять во внимание наиболее сильные стороны технологии пневматической прокладки волоконно-оптического кабеля в трубках, которые непосредственно следуют из схемы ее осуществления. Главные из них — малое время на построение такой линии после прокладки трубок и ее высокая гибкость в части простоты выполнения отвода через каждый километр и в местах пересечения с иными дорогами даже в том случае, если это не предусматривалось первоначальным проектом. Учтем также место прокладки – обочину дороги. Поэтому наряду с традиционными потребителями ресурсов линии волоконно-оптической связи, которыми являются:

  • операторы сетей связи общего пользования;
  • реализуемая в стране распределенная сеть ЦОДов;
  • операторы ведомственных сетей (энергетика, трубопроводный транспорт), которые часто используют линии связи общего назначения для наращивания эксплуатационной живучести своих сетей путем взаимного резервирования;
  • базовые станции сотовой связи

К создаваемой линии связи могут подключаться многочисленные терминальные устройства информационной инфраструктуры, вновь создаваемой вдоль автомобильной дороги. В перечень таковых входят:

  • камеры системы контроля дорожного движения;
  • контроллеры для управления системой освещения;
  • автономные метеостанции;
  • телефоны экстренного вызова служб спасения;
  • информационные табло;
  • индуктивные петлевые датчики массы и осевой нагрузки на дорожное полотно;
  • ридеры систем бесконтактной оплаты за проезд по платным автомагистралям.

При необходимости список потребителей можно продолжить.

Пластиковые трубы для кабеля из вторсырья.

Выпуск пластиковых труб для кабеля с использованием вторичного сырья решает сразу две проблемы. Данный факт положительно отражается на себестоимости производства ПНД продукции и, как следствие, конечной её цене. Производство пластиковых труб из вторсырья предусматривает использование полиэтиленовой крошки, полученной путём переработки бытовых отходов и последующего дробления массы до мелкой фракции. Это никаким образом не отражается на качестве технических труб, зато положительно влияет на охрану окружающей среды.

Вообще, стоит отметить тенденцию повсеместного появления технологий, использующих переработанные бытовые отходы в качестве вторичного сырья и это не может не радовать. Пластиковые трубы для кабеля дешевы, долговечны и крайне удобны при создании коммуникаций.

Использование бентонита

Пилотное отверстие расширяется буровой установкой методом прокола, благодаря чему прокладываются трубы для транспортировки различных веществ. Если применяются установки для проведения бурения, тогда процесс сопровождается ведением в разработанную скважину бентонитового раствора через промывочную головку. Важно, чтобы он не выходил через входное и выходное отверстия в котлованы.

Применение новой порции бентонитового раствора допустимо только после того, как полностью будет израсходована предыдущая.

Бентонит

Для повышения производительности и максимально эффективного процесса горизонтального бурения применяется раствор из бентонита в качестве опоры и смазочного средства. Если работы ведутся крупнозернистых или вымываемых грунтах, тогда с помощью бентонита осуществляется фиксация трубы в нужном положении. В процессе запрессовки или бурения отверстия, бентонитовый раствор применяется как смазка, упрощающая проход рабочего инструмента или проталкивание прокладываемого трубопроводного сегмента.

Читайте также: Установка угловых изоляторов нулевой шины

От пропорции бентонита зависит показатель текучести. Благодаря этому различается изготовление суспензии, предназначенной для поддерживания прокладываемого изделия или раствора, выступающего смазочным материалом.

Если труба погружается целиком в бентонит, тогда он начинает действовать с выталкивающей силой за счёт воздуха, содержащегося в рабочем изделии. Благодаря этому обеспечивается уменьшение трения стенок трубы о грунт в процессе запрессовки.

Проложить трубопровод методом ГНБ можно в уже существующие линии или разработать новое отверстие. Первый способ осуществляется при помощи гидравлического калибратора, предназначенного для освобождения пространства, вследствие чего удаётся устроить новую трубу.

Отверстие разрабатывается в случае отсутствия линий, подготовленных ранее или если они находятся в аварийном состоянии, при котором нецелесообразно проводить ремонтные работы.

Прокладывается трубопровод методом ГНБ, предназначенным для создания трасс протяжённостью не более 10 метров. Препятствием могут быть грунтовые воды, размывающие почву. Однако и в этом случае есть решение: прокладывать трубы, поместив их в футляры.

Пилотная штанга создаёт отверстие и выходит через приёмный котлован. К ней привариваются секции прокладываемого трубопровода, диаметр которых не более 300 мм. Внутри трубы устанавливается вращающийся шнек, при помощи которого удаляется отработанный грунт и выводится в стартовый котлован, откуда уже изымается грейферным оборудованием. Для соединения трубопроводных секций применяется сварочный аппарат.

Устройство прокола

Труба, выполненная из стали, открытым краем вдавливаются в почву бестраншейным методом, благодаря чему осуществляется строительство новых коммуникаций или ремонтируются старые трубопроводы. Для вдавливания трубы применяется специальная установка. В открытый конец земля наполняется «столбом», а затем проводится её изъятие из забоя.

В компактную конструкцию бурильной установки входит рама, оснащённая гидроцилиндрами в количестве, зависящем от типа грунта и сложностей, которые могут возникать в процессе. В качестве привода используется один из двигателей, запуск которого осуществляется при наличии электричества, дизеля или бензина. Подходит для строительства инженерных сетей любого назначения под ж/д переездами, автомагистралями и плотно застроенными районах. Уникальность заключается в том, что траншеи рыть не нужно, вследствие чего сокращается время на выполнение и сохраняются в целостности строения, расположенные на рабочем участке.

Как утилизировать отработанный грунт

Для утилизации грунта разработана специальная классификация, согласно которой он делится на пять категорий. Грунт повышенной опасности предназначен исключительно для вывоза на полигоны, специализирующиеся по утилизации токсичных отходов.

Если строительная компания намерена использовать в дальнейшем отработанную землю, для этого необходимо провести лабораторные исследования, и в случае не выявления опасных веществ, он будет доступен к пользованию.

При возведении здания изначально проводится разметка участка, после чего начинаются земельные работы. Прежде чем приступить к ним, следует определиться с глубиной разрабатываемых котлованов, ведь от этого зависит, сколько необходимо удалить земли. Если строение возводится без цокольного этажа, тогда земляные работы вполне реально осуществить ручным способом, благодаря чему удастся сэкономить бюджет. В случае необходимости сооружения цокольного этажа, процесс возможен только при наличие специального оборудования. Однако, независимо от способа ведения работ, в любом случае необходимо укрепить стенки котлованов.

Для более эффективного извлечения земли из котлованов верхний слой высотой около 50 см размещается отдельно от последующих, так как он пригоден для садово-ландшафтных работ.

Укрепление котлованов относится к основной задаче в процессе разработки и удаления из них грунта. Производится при помощи щитов, сооружённых из досок, которые фиксируются на общей планке и устанавливаются на дне котлована. Укреплять стенки и основание котлована можно также с применением бентонитового раствора, однако метод проводится при наличии специального оборудования.

В процессе устройства новых коммуникаций различного назначения и подключения их к общей инженерной сети, порой возникает препятствие такое, как транспортные пути.

В этом случае целесообразно проводить бестраншейный переход при помощи технологии ГНБ или осуществлять прокол под железнодорожными путями, благодаря чему появляется возможность проложить трубопровод под транспортными путями, без необходимости для этого вскрывать дорожное полотно или блокировать перемещение транспортных средств.

Микротоннелирование

Установка для микротоннелирования оснащена приводом, расположение которого отведено в буровую головку и режущее кольцо. Для запуска шнека используется станция прессования, зафиксированная в стартовом котловане. В рабочую трубу помещается транспортировочная насадка, с помощью которой откачивается буровой материал в стартовый котлован, тем самым предотвращается порча прокладываемого изделия. Система управляется мишенью и лазерным лучом, благодаря чему на каждые 100 м проходки отклонение от заданной траектории не превышает 3 см.

ГНБ

С помощью устройства бестраншейного перехода прокладываются трубы, выполненные из различных материалов. Преимущества метода ГНБ заключаются в сохранности ландшафта, при этом осуществляется точечное рытье котлованов или установка небольшого хозяйственного помещения. Также нет необходимости перекрывать транспортные магистрали, разбирать сооружения, находящиеся на рабочем участке, уничтожать зелёные насаждения.

Изначально проводится геологическое изучение грунта и территории в целом на наличие расположенных подземных и надземных препятствий, после чего производится выбор оборудования, с помощью которого осуществится бурение.

Следующий этап заключается в проведении пилотного бурения, в результате которого рабочая штанга образует в грунте отверстие.

Третий этап – расширение разработанного отверстия до требуемого диаметра в соответствии с прокладываемой трубой, или процесс запрессовки рабочей трубы по направлению пилотной скважины.

Метод бурения относится к наиболее прогрессивным строительным технологиям, с помощью которого прокладываются новые или проводится ремонт/замена старых трубопроводов. Для этого разрабатывается пилотная скважина, после чего расширяется до заданного диаметра и наполняется бентонитовым раствором. Труба протягивается с противоположного конца методом крепления к штанге и обратной проходкой либо запрессовывается со стартового котлована.

Технология бестраншейного перехода востребована за счет большого количества положительных особенностей: электромонтажные работы ведутся без разрушения ландшафта и дорожного полотна, трубы протягиваются под любыми зданиями, рельсами, парками, озёрами и пр.

Разработка пилотной скважины

Управляемая головка, на которой расположены специальные отверстия для подачи строительного раствора, вдавливается в землю. Благодаря зонду, встроенному в головку, передаётся сигнал о её перемещении, и оператор может управлять, изменяя её траекторию. После её выхода в приёмном котловане, она сменяется на расширитель и вертлюг, в которых имеются отверстия для подачи бентонитового раствора. При проведении проходки в несколько этапов, к вертлюгу прикрепляется прокладываемая труба, после чего осуществляется затягивание сборной конструкции в обратном направлении. В этот момент подаётся большой объем бентонитового раствора, выталкивающего грунт вдоль рабочего изделия. Данным методом невозможно осуществить проходку в точности с заданной траекторией, поэтому он не используется при прокладке самотёчных трубопроводов, однако с помощью него успешно укладываются линии связи и напорные трубопроводы.

Назначение силовых приводов

  • Вращателями называется узел и механизм, предназначенные для вращения и подачи рабочего инструмента.
  • В процессе вращательного бурения применяются буровые насосы для регуляции оптимальной температуры инструмента, разрушающего породы, а также очистки забоя от скопившегося шлама.
  • Спуск, наращивание и подъем колон для бурения осуществляется при помощи буровых лебёдок, вышек, мачт, талевых блоков, трубозатворов.

Кроме процесса бурения, устройство скважины состоит из подготовки рабочего участка, транспортировки оборудования ГНБ и сопутствующих инструментов, монтажных и демонтажных операций. Техника для проведения ГНБ может быть стационарной, передвижной или самоходной.

Стационарное оборудование не оснащено собственной базой для транспортировки и перемещается при помощи другого наземного или воздушного транспорта. Но устроено таким образом, чтоб процесс доставки к рабочему объекту и обратно, осуществлялся наиболее удобно, поэтому оно выполняется в виде разборной конструкции, не требующей специального сложного регулирования для полноценной сборки, а также выполняется нетрудоёмкий монтаж и демонтаж.

У передвижных установок имеется собственная транспортная база. На строительный участок транспортируются при помощи колёсного, санного или гусеничного хода, а также возможна доставка плавсредством. Перемещение осуществляется конструкцией или несколькими её блоками. Чем больше их количество, соответственно увеличивается количество монтажных и демонтажных процессов.

Самоходные установки оборудованы на колёсном или гусеничном ходу, благодаря чему полностью сокращается время на транспортировку и проведение подготовительных работ, что особенно ценно, если предстоит осуществить непродолжительное бурение.

Где применяется метод прокола

В любых ситуациях, когда может быть нанесён ущерб окружающей среде, зданиям и сооружениям на рабочем участке, движению автомобилей и пр., а также в случаях, если применение открытого метода запрещено или попросту невозможно его реализовать, тогда целесообразно прокладывать трубопроводы методом бестраншейного прокола. Однако, воспользоваться им можно, если предполагаемая для прокладки трубопроводная плеть или одна труба имеет диаметр не более восьми метров.

ГНБ относится к опасным методам, поэтому устанавливаются ряд требований к точности расчётов и проведения бурения, технике безопасности, изучению характеристик грунтов и недопущению их осадки. К работам можно приступать только после того, как имеется разрешительный документ от администрации РЖД, которая несёт ответственность за конкретный участок путей.

Добавить комментарий