Про краску
809 0

Можно ли покрывать лаком после олифы. Можно ли красить по олифе и какой краской это лучше делать? Что такое олифовка – пропитываем дерево

Можно ли наносить олифу на лак, как подобрать соответствующие материалы для обработки поверхности? Для создания защитного покрытия используются разные типы лаков и олифы. При их применении учитываются свойства и особенности материалов, возможность их сочетания.

Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.

После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.

Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:

  • битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
  • масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
  • спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
  • алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
  • алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
  • нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
  • полиэфирные;
  • полиуретановые материалы для покрытия;
  • эпоксидные и нефтеполимерные лаки.

Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.

Читайте также: Естественная вентиляция в кухне — особенности и монтаж

Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.

Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.

Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.

Совместимость покрытий

Как отделочная смесь олифа может применяться в качестве компонента для изготовления шпаклевки, для покраски металлических поверхностей. Недостатки этой смеси:

  • низкая адгезия по отношению к другим средствам для покрытия поверхности;
  • резкий устойчивый запах;
  • особые условия для работы (наличие высокой температуры в помещении);
  • недолговечность;
  • длительное время высыхания.

В случае проведения ремонтных работ нужно учитывать, что если на свежий слой олифленной поверхности нанести лак, то по мере высыхания будут образовываться пузырьки.

Если обработать дерево олифой, то можно создать не только защитный слой, но и грунтовочный под основное покрытие тонировочным или прозрачным лаком.

Средство используют в качестве грунтовки и пропитки материала пред покраской.

Олифа является альтернативным средством по отношению к другим, применяемым для пропитки древесины. Стоит помнить, что не все виды могут применяться для работ в жилых помещениях. Гарантированная защита от воздействия внешних факторов достигается при ее сочетании с другими средствами.

С олифой не конфликтуют некоторые виды красок и нитроцеллюлозный лак марки НЦ-132. При попытке нанести на олифу покрытие из других материалов произойдет отталкивание.

  • с помощью инструментов очистить поверхность от загрязнений;
  • промыть мыльным раствором;
  • наждачной бумагой провести шлифовку;
  • заделать трещины и отшлифовать поверхность;
  • нанести грунтовку.

На олифу можно наносить слой лака только после окончательного просушивания. Чтобы покрытие было устойчивым, нужно применять глифталевые, пентафлевые, масляные лаки. Применяется кисть, распылитель или валик. Выбор материалов зависит от типа выполняемых работ. Чтобы поверхность покрыть защитным слоем, нужно правильно выбрать состав для нанесения.

Внимательное изучение совместимости средств поможет выбрать оптимальный вариант покраски. В случае применения нескольких видов материалов лучше выбирать их от одного производителя. Это позволит избежать конфликта при работе с ними.

Для пола хорошо подойдет паркетный лак, который имеет нужную текучесть по дереву, а при высыхании образует прозрачную пленку. Разбавлять его можно уайт-спиритом для равномерного распределения по поверхности. Олифа состоит из компонентов растительных и синтетических жиров. Нанесение ее на лакированную поверхность не даст результатов.

Сейчас многие хотят обезопасить себя от ненужной химии. Деревянных изделий это тоже касается. Олифа в этом плане – уникальный материал! Происхождение названия «натуральная олифа» говорит само за себя. До 95% состава могут содержать натуральные компоненты семян льна, конопли, рапса, что является очень высоким показателем в производстве лакокрасочных материалов.

Оставшиеся 5% составляют синтетические соединения, но их удельный вес так мал, что негативного влияния на организм человека практически не происходит. Чем ниже процент синтетической химии в олифе, тем дольше прослужит вам деревянная вещь.

При выборе обращайте внимание на состав и выбирайте продукт с максимальным процентом натуральных компонентов, это залог усиления свойств олифы в защите древесины.

Виды составов

Как уже упоминалось, сейчас выпускается множество разнообразных составов, именуемых общим названием олифа. Специалисты выделяют несколько основных направлений. В частности это натуральные, полунатуральные, комбинированные, алкидные и синтетические составы.

Читайте также: Чем лучше рисовать акриловыми или масляными красками?

Составы на натуральной основе

Название говорит само за себя. За основу здесь берутся высыхающие, иногда полу высыхающие растительные масла. В редких случаях и в небольшом количестве сюда могут добавляться растворители, но исключительно на натуральной основе.

Эталоном служит ГОСТ 7931-76.

  1. Состав на основе льняного масла заслужено считается классическим и наиболее качественным. Это густая, светлая прозрачная жидкость, полученная путем длительного кипячения и добавления сиккатива.

Спектр применения достаточно широк:

  • Их можно использовать в качестве грунта под деревянные, металлические или оштукатуренные поверхности.
  • Именно льняные составы используются для производства светлых масляных густотертых красок, затирок и шпаклевок. Из них же делаются замазки и смазочные пасты.
  • Чаще всего она используется для внутренних работ. Льняная олифа для наружных работ по дереву, теоретически применяться может, но это не целесообразно, так как цена у нее выше, плюс существуют целевые синтетические защитные составы.
  • От того сколько сохнет олифа на дереве напрямую зависит скорость выполнения работ. В данном случае при температуре не ниже 20ºС, время высыхания не превышает 24 часов.

Важно: сиккатив в той или иной мере добавляется в любой подобный состав, по сути это своеобразный отвердитель. Но добавлять его нужно без фанатизма, как правило, на 1 литр идет не более 3 – 5%. В противном случае высохшая пленка будет шелушиться.

На видео в этой статье собрана дополнительная информация по теме.

Основное назначение

Учитывая характеристики материала, необходимо отметить, для чего нужна олифа:

  • основа под покраску внешних конструкций;
  • пропитка внутренних конструкций (обшивка стен и потолка, напольное покрытие).

После обработки необходимо дать время покрытию, чтобы оно пропитало внутренние слои древесной ткани. Сроки высыхания могут варьироваться, но нужно дождаться полной сушки. Далее деревянное покрытие по желанию пользователя оставляется в таком виде, либо применяется любая масляная краска.

Взаимодействие олифы и масляной краски только усилит защитный слой дерева. А еще, чем больше использовано олифы, тем меньше расход краски, разве не плюс?

Не стоит садиться на перекрытия забора, если вы только-только его покрасили, в надежде, что в пропитке сплошь натуральные продукты, и она впитается за 5 секунд. Обработка древесины внутри помещения важна не меньше, чем снаружи. Перепады температуры, влажность воздуха – все это не лучшим образом сказывается на дереве.

Обработать олифой можно обшивку и полы. Однако не стоит забывать, что состав должен впитаться до полного высыхания, поэтому заходить в обработанные помещения категорически запрещается.

Помните, что главное отличие внутренней обработки от внешней – отсутствие свежего воздуха. Если для наружных помещений естественным «сушильщиком» выступают солнце и ветер, то для внутренней обработки потребуется максимальная подача свежего воздуха. Это необходимо для того, чтобы в наикратчайшие сроки поверхность в помещении хорошо просохла, а неприятные запахи, которые есть даже у натуральных средств, выветрились.

Помимо дерева, олифа и оксоль прекрасно подходят для окраски и подготовки металлов (на этапе грунтования). А еще олифу можно добавлять в штукатурку – этакий универсальный помощник строителя.

Можно ли красить металл?

Металлоконструкции чаще изготавливаются из черного железа. Поскольку этот материал очень быстро окисляется, его нужно защищать от влаги, ржавчины. Для этого могут использоваться специальные антикоррозийные составы или краска для металла.

Оцинкованные металлы благодаря слою цинка, хрома уже защищены от образования ржавчины. Защитный слой сохраняет свою целостность до 15 лет. Если хочется увеличить этого показатель, поверхности можно дополнительно покрасить.

Окрашенный диск (Фото: Instagram / poroshkovaiap)

Выбор олифы

Как же выбрать олифу правильно? Нельзя руководствоваться только правилом, что чем выше уровень натуральности, тем лучше. Существуют следующие виды олифы:

Читайте также: Чем покрасить кирпичную стену внутри дома
  • Натуральная – чем выше процентное соотношение натуральных веществ в составе, тем выше стоимость материала и его качество. Если продукт с 45% составом растительных масел можно использовать для наружной окраски, то олифу с содержанием масел от 70% и выше можно использовать для внутренних работ. В любом случае пропитанная поверхность будет защищена.
  • Комбинированная – максимально приближенный к исходнику материал. В его составе, как правило, смешана натуральная основа и уайт-спирит (растворитель), который на 1/3 занимает структуру олифы. Такой комплекс используется для наружного применения – влияние растворителя на организм практически не заметно, да и сушка проходит быстрее.
  • Олифа «Оксоль» – средний класс продукта. Пропитка произведена на 55% из натуральных масел и применяется как внутри помещений, так и снаружи. Оксоль – отличный помощник в олифовке мелких деталей.
  • Композитная – самый дешевый вариант пропитки. Практически на 100% состоит из синтетических веществ, имеет резкий выраженный запах. Категорически запрещается применение олифы для пола и других деревянных поверхностей в жилых помещениях, какими бы проветриваемыми они ни были.

Имея в своем составе масло, олифа станет отличной основой под краску. И речь идет не о накладывании слоя краски на высохший слой олифы. Краска на основе олифы – сочетает в себе свойства обоих веществ и не требует лака.

МА-25 — так называется краска для обработки внешних поверхностей, которая изготавливается из комбинированной олифы.

На видео: как приготовить натуральную олифу самому.

Что такое олифовка – пропитываем дерево

Следует отметить, что олифа пользуется спросом среди любителей натуральных материалов, которые абсолютно безопасны для здоровья людей. Однако по остальным параметрам (прочность, глубина проникновения, долговечность) составы на основе натуральных масел уже давно проигрывают пропиткам на основе алкидных смол с фунгицидами и прочими модификаторами.

Натуральная пропитка чаще всего используется в уходе за деревянными изделиями, которые периодически, так или иначе, нуждаются в чистке, шлифовке. Например, это могут быть столярные инструменты. Также олифы из натуральных масел хорошо себя показывают во внутренних работах – обработанные деревянные поверхности очень хорошо смотрятся, продолжают дышать и ароматизировать воздух. А вот для наружных работ лучше воспользоваться более современными, стойкими к перепадам температур, влаге и вредителям веществами.

Все фото из статьи

Обработка дерева олифой практикуется уже несколько сот лет. Наши предки использовали ее для защиты древесины, приданию изделиям золотистого оттенка и изготовления красок.

Но, несмотря на столь преклонный возраст и появление множества альтернативных составов, пропитка дерева олифой по-прежнему актуальна. О том, что это за средство, его видах и способах применения, мы будем говорить далее.

Способ нанесения

Для того чтобы правильно обработать деревянную поверхность, не нужно заканчивать курсы маляров, но основные принципы работы с покраской соблюдать все же необходимо:

  1. Перед тем как использовать олифу или оксоль, деревянная поверхность очищается от пыли, жира и тщательно сушится. Нанесение на влажный материал крайне неэффективно.
  2. Слишком густой раствор при желании можно разбавить растворителем или нефрасом. Применяются покрасочные вещества только после тщательного перемешивания. Какой бы свежей ни была банка, перемешивание дает структуре олифы насыщение кислородом и обратное впитывание выделяемых масел.
  3. Для покрытия дерева олифой используют либо валик, либо кисточки. Прокраска мелких деталей осуществляется кисточками маленького размера.
  4. Олифа для дерева и оксоль с максимальным натуральным составом сохнут примерно 24 часа. Поскольку для большего эффекта нужно использовать несколько слоев, важно понимать, что для тщательной проработки детали потребуется несколько дней. Синтетическая олифа высыхает за куда меньший срок.

При работе с олифой важно защищать поверхность рук от попадания материала. Если вы все же испачкались, аккуратно уберите верхний слой с кожи, при этом смочив ее растительным маслом. В случае, если раствор остался на коже, можно убрать остатки растворителем, затем тщательно промыть руки теплым мыльным раствором.

Обычная пропитка в своем составе содержит в основном химические компоненты. Олифа же состоит из натуральных компонентов. Зачем тратить силы, средства и время на синтетику, когда можно обезопасить собственное здоровье и деревянные поверхности натуральными материалами?

При выборе продукта обращайте внимание на производителя. Сегодня на рынке можно встретить субпродукты, которые выпускаются под названием «олифа», но своим составом мало чем похожи на нее. Поэтому доверяйте работу только качественным материалам и известным производителям, и ваши деревянные изделия будут служить долгие годы.

Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.

Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.

Льняное масло может иметь всего лишь два основных вида (ну плюс нюансы) – это оксидированное и полимеризированное. Оксидированное льняное масло вне зависимости от того сырое ли оно, вареное, с сиккативами или без начинает просыхать с верхнего поверхностного слоя, полимеризированное льняное масло приготавливается при повышенном давлении, и оно начинает просыхать одновременно во всем слое, но более подвержено в последствии желтению и потемнению. Вот и все принципиальное отличие, так, что олифа сырая или вареная по суть одно и тоже, вот если при варке кроме сиккатива в нее добавить некоторые сломы (знать бы еще какие и сколько) получится хороший масляный лак.

В отношении времени олифления – это во многом определяет основа – доска и левкас, у меня например доски липовые сухие, многолетней выдержки, олифу тянут как губка, у меня как минимум 12 часов, да и то после этого олифа может насухо просесть, так что приходится доолифлевать.

Для нашего дела лучше все-такиоксидированное масло

, поскольку очень важно, чтобы и красочный слой и левкас и доска как можно более основательно пропитались олифой, так как именно льняное масло, глубоко проникая в темперу, скрепляет и предохраняет икону от разрушения. Хотя, если она находится постоянно в сыром и холодном помещении – сама олифа начинает плесневеть и очень быстро темнеет.

Поскольку маслянные лаки в темных сырых помещениях темнеют, а спиртовые мутнеют,в качестве альтернативного варианта можно воспользоваться «жидким воском»

всемирно известной итал.фирмы OIKOS, которая производит различные краски и материалы для строительно-отделочных работ. «Жидкий воск» применяется для покрытия штукатурки типа иск. камень, хорошо держится на стенах, подверженных конденсату, водостоек, по внешнему виду похож на молоко, после высыхания абсолютно прозрачен.

Появление пятен после олифленья

обусловлено неравномерным содержанием связующего в красочном слое, поэтому и просвечивается левкас там где этого связующего мало, особенно это плохо выглядит на ликах. Чтобы уменьшить этот нежелательный эффект надо стараться писать по возможности одинаковой текстурой темперы. На личном письме жирные желтковые пятна недопустимы – надо их немедленно размывать и удалять. Если после нанесения слоя плави и просушки на просвет на поверхности выступают матовые проплешины – значит нужно добавить связующего и воды в темперу. Приближаясь к окончанию выплавки надо на просвет оценить наполнение темперы связующим и при его недостатке надо развести связующее с водой и аккуратно «напоить» им красочный слой за один или несколько приемов смотря по обстоятельствам.

Читайте также: Какая водоэмульсионная краска для потолка лучше – выбор и правила покраски

Если писать плотным красочным слоем риск возникновения пятен при олифлении минимален. Если стоит задача написать что-либо тонким слоем с учетом просвета левкаса лучше сделать темперу с допустимым недостатком связующего и после окончания всей работы на участке дополнительно напоить красочный слой связующим.

Ну еще для тех, кто пока не знает –существует такой контрольный тест на степень достаточности связующего в красочном слое:

по высохшей поверхности темперы проводят мокрой кисточкой, если след темнее коллера – значит связующего мало, надо добавлять, если наоборот след светлее – значит все нормально, ничего добавлять не нужно.

Любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта. Сегодня на строительном рынке существует множество инструментов и материалов, которые помогут обновить интерьер или экстерьер своими силами. Один из способов – покраска внутренних деревянных поверхностей – оконных рам, дверей, полов или даже стен.

Деревянная поверхность покрашенная олифой не всегда выглядит привлекательно

Многие несерьезно подходят к решению данного вопроса, поэтому покупают первую попавшуюся (то есть дешевую) краску и приступают к работе без предварительной подготовки поверхности, что и становится главной ошибкой.

Если речь идет о топорном процессе с валиком, результат которого виден на каждом заборе, то направление выбрано правильно. Но в основе любых качественно сделанных отделочных операций лежит внимание к деталям, о которых следует заранее позаботиться. Иначе можно впустую потратить не только время, силы и средства, но еще и окончательно испортить расходные материалы и сам деревянный объект.

Поэтому важно учитывать нюансы. К примеру, что делать, если деревянная поверхность ранее уже была покрыта красящим или укрепляющим раствором: лаком, краской, пропиткой или олифой? Последний состав более остальных вызывает затруднения, поэтому, прежде всего, нужно разобраться: чем и как покрасить олифу, ранее нанесенную на поверхность деревянного материала?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует немного ближе познакомиться с таким строительным архаизмом, как олифа, и понять, почему его употребление в нынешние дни вызывает столь жаркие споры, как в профессиональном сообществе, так и в любительских кругах?

Дополнительная информация

Олифа может использоваться для грунтования не только деревянных стен, но и оштукатуренных. Также ее нередко используют как антикоррозийное покрытие для металлов.

Важно правильно выбрать вид средства. Современный производитель выпускает олифу трех разновидностей, различных по составу и свойствам:

Натуральная олифа. На 95% состоит из растительного масла, и лишь на 5% — из сиккатива, специальной добавки, ускоряющей высыхание обработанной поверхности.

Использовать ее для обработки наружных невыгодно ввиду высоких денежных затрат, в то время как стопроцентной защиты от грибка и насекомых это вид не дает.

Натуральной олифой разводят масляные краски и грунтуют деревянные поверхности перед окрашиванием или лакированием.

Оксоль. На 55% состоит из натурального масляного компонента, на 40 – из растворителя, уайт-спирита, на 5% из сиккатива. Область применения и свойства этой разновидности олифы те же, что и натуральной, только сохнет она быстрее и стоит дешевле.

Стопроцентной защиты также не дает. Подробнее для чего нужна олифа Оксоль и из чего она состоит на видео:

Композиционная олифа изготавливается полностью из искусственных химических компонентов, в частности, нефтеполимерных смол, отличается резким запахом.

Самыми лучшими считаются олифы на основе алкидных смол. Они не такие жирные и дорогостоящие, как натуральные олифы, и не такие токсичные, как композиционные. Но, тем не менее, лучше использовать их для отделки дачных наружных построек (крыльца, качелей, беседки, летней кухни) и для внутренних комнат дачного домика и квартиры.

Выбирайте более современные, очищенные, надежные и безопасные составы.

Олифа – хорошая альтернатива современным дорогостоящим средствам для пропитки и грунтовки деревянных поверхностей.

Но помните, что некоторые ее виды могут быть токсичными и не подходят для использования в жилых помещениях.

Если вам нужна гарантированная защита от внешних факторов, одной олифой не обойтись.

Можно ли наносить олифу на лак, как подобрать соответствующие материалы для обработки поверхности? Для создания защитного покрытия используются разные типы лаков и олифы. При их применении учитываются свойства и особенности материалов, возможность их сочетания.

Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.

После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.

Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:

  • битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
  • масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
  • спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
  • алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
  • алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
  • нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
  • полиэфирные;
  • полиуретановые материалы для покрытия;
  • эпоксидные и нефтеполимерные лаки.

Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.

Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.

Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.

Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.

Особенности и недостатки олифы

Олифа – это пленкообразующая жидкость, состоящая из осадков растительного масла (льняного, конопляного, подсолнечного, тутового и т.д.), которое обработано специальным образом (перегреванием или окислением). А растворители и сиккативы в составе роднят ее с масляными красками, лаками, грунтовками и шпаклевками. Другими словами, олифа как отделочная смесь может использоваться в качестве любого смазочного или окрашивающего сырья.

Олифа является как красящим там и пропитывающим средством

В советские годы масляная краска на основе олифы была чуть ли не единственным доступным средством покраски поверхностей. Ее наносили буквально на все: пол, стены, потолок, двери, окна и даже мебель. Снимая обветшавшие обои слой за слоем, старую плитку в ванной или изношенный линолеум с большой долей вероятности можно наткнуться на проолифленную поверхность. Раньше без нее не обходился ни один ремонт.

С появлением на полках строительных магазинов новых лакокрасочных смесей, олифу стали использовать лишь в шпаклевочных целях, чтобы придать пористой структуре материала целостность и защитить от влаги. За счет вязкого состава олифа обладает хорошей наполняемостью, что значительно сокращает ее расход. Еще одна сфера ее применения – покраска металлических поверхностей и стен и потолков в служебных помещениях (туалете, раздевалке, на производственной кухне), где есть вытяжки. Кроме того, ею грунтуют бетонные поверхности и обновляют древесину в наружных работах.

При всех своих преимуществах олифа имеет ряд существенных недостатков, о которых хорошо осведомлены те, кто хоть раз пытались без предварительной обработки нанести на нее другое лакокрасочное вещество. Среди явных минусов следует отметить:

  • низкую адгезию (сцепляемость) по отношению к другим средствам окраски, поэтому даже самая дорогостоящая краска спустя короткое время «слезет»;
  • сильный запах, который ни в процессе, ни после него никогда до конца не улетучивается и в закрытом помещении создается спертая, неприятная атмосфера;
  • медленное высыхание, от нескольких часов до пары недель в зависимости от вида и состава (быстрее всех – натуральная, а дольше — синтетическая);
  • пожаро- и взрывоопасность, по причине наличия в составе быстровоспламеняющихся растворителей;
  • неудобство применения, так как работать с ней нужно только в теплом помещении (свыше 20 градусов), заранее прогрев смесь;
  • недолговечность.

Красить дешёвой олифой не рекомендуется, она имеет ряд отрицательных качеств

Нужно сказать, что все вышеперечисленные отрицательные моменты по большей части свойственны некачественной, дешевой олифе. Хорошее покрытие обладает ими лишь отчасти.

Казалось бы, просто невозможно заново окрасить пропитанную олифой поверхность. Но ситуация не так плачевна, какой видится на первый взгляд. Главное – грамотно подобрать инструменты и краску.

Как ускорить процесс высыхания олифы на деревянной поверхности или ДСП

В отличие от краски, которая высыхает после испарения растворителя, олифа сохнет в процессе окисления, то есть – связываясь с кислородом.

Многие спрашивают, что делать, если олифа не высыхает. На самом деле практически всегда приходится ждать, и есть не так много способов ускорить процесс. Одним из них является использование тепловой пушки. Все дело в том, что процесс высыхания олифы ускоряется в условиях повышенной температуры и пониженной влажности. И тепловентилятор как раз справляется с этой работой очень хорошо. К слову, ранее практиковалось наносить олифу горячей как раз для увеличения скорости высыхания.

Читайте также: Клеим бумажные обои правильно — советы настоящего профессионала

Еще один способ – использовать сиккатив. Идеально подойдет свинцовый сурик. Перед использованием внимательно прочитайте инструкцию.

Выбор краски и инструментов

При работе с проолифленным материалом первостепенное значение имеет выбор правильной малярной краски. Тот, кто пытался положить на олифу краску, неизменно подмечал: свеженанесенное покрытие по мере высыхания «пузырится», а вскрытые пузыри имеют желтое, смолообразное содержимое и характерный запах олифы.

Все же есть несколько видов красящих веществ и отделочных материалов, которые смогу совладать с непростой олифой. К ним относятся:

  • масляная краска;
  • алкидная краска;
  • акрилатно-масляная краска;
  • пентафталевая эмаль (или по-другому называется ПФ-115);
  • нитроцеллюлозный лак (или по-другому называется НЦ-132);
  • жидкие обои на основе масла;
  • самоклеящаяся бумага или пленка.

Пентафталевая эмаль с лёгкостью справляется с олифой и прекрасно ложиться сверху неёЛюбой из данных вариантов отлично подойдет для окрашивания не только деревянной, но также бетонной и металлической поверхности. Нельзя пытаться покрасить олифу быстросохнущей нитроэмалью или водосодержащей краской: наша хитрая пропитка на масляной основе просто «оттолкнет» слой малярной краски. Для использования водно-дисперсионной и водоэмульсионной краски поверхность нужно хорошо помыть и почистить, убрав пленку из олифы. В таком случае 2-3 слоя водной краски укроют поверхность, но, в отличии от других составов, не пропитают ее.

К стандартному набору инструментов покупается еще несколько новых приспособлений:

  • валик или кисть;
  • краскопульт, или пульверизатор;
  • лоток для смешивания краски;
  • ведро с мыльным раствором;
  • чистые тряпки;
  • щетка с жесткой щетиной или наждачная бумага;
  • металлический шпатель;
  • ленточная машина или ручная циклю;
  • обеззараживающий состав (антисептик, антипирен, ацетон, ксилол, сольвент);
  • шпаклевка по дереву или штукатурка по бетону;
  • грунтовка;
  • перчатки и респиратор.

Для оклейки самоклеющейся пленкой нужны:

  • канцелярский ножик;
  • пудра или тальк;
  • вода с моющим раствором;
  • сухая тряпка;
  • булавка или иголка.

Самоклеющаяся пленка хорошо смотрится, с лёгкостью проклеивается на поверхности заранее обработанные олифойВсе необходимое под рукой. Ничто не мешает приступить к работе.

Полунатуральные, комбинированные, синтетические – области применения олиф

Полунатуральные олифы, в основном, имеют светло-коричневый цвет. Полученная пленка на деревянной поверхности отличается твердостью и хорошим блеском, а также достаточно высокой водостойкостью. В основном, полунатуральные составы применяют в комбинации с другими лакокрасочными материалами или в качестве грунта. Как и натуральные олифы, полунатуральные не обладают достаточной прочностью для обработки напольных покрытий.

В комбинированные составы производители добавляют модификаторы, которые улучшают их качества, необходимые для производства и разведения густотелых красок. Также комбинированные олифы используют для грунтования деревянных поверхностей перед штукатуркой или окраской.

Не забывайте, что жидкость сохнет не меньше суток – до полного высыхания наносить слой краски или штукатурки не рекомендуется.

Синтетические составы используют не столько для пропитки, сколько в качестве основы для разведения темных масляных красок для малярных работ снаружи, а также для грунтования металлических, бетонных и оштукатуренных поверхностей. Используют синтетическую олифу и для приготовления всевозможных замазок и паст.

Подготовка поверхности

О важности предварительной обработки проолифленной поверхности говорилось уже ни раз. Опустить подготовительные этапы может только недальновидный дилетант, которому не жалко своих напрасно потраченных усилий и средств на материалы. А бережливый хозяин предпочтет сделать все один раз, но основательно и хорошо.

Итак, вот в какой последовательности нужно проводить работу по обработке:

  1. Очистить поверхности от механических загрязнений: следов старой малярной краски или шпаклевки, ржавчины, извести, жирных пятен, копоти и пыли. В зависимости от вида материала (дерево, бетон, металл) делать это нужно при помощи металлического шпателя или щетки с жесткой щетиной. Вымыть мыльной водой. Дать подсохнуть.
  2. Отшлифовать или, по возможности, состругав верхний слой (последнее – только для дерева), используя крупнозернистую наждачную бумагу, ручную циклю или еще лучше циклевочную ленточную машину. Вымыть водой. Дать подсохнуть.
  3. Заделать все сколы и трещины штукатуркой или шпаклевкой. Отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Протереть влажной тряпкой.
  4. Прогрунтовать. Дать подсохнуть. Прошкурить. Протереть влажной тряпкой. Дождаться полного высыхания.
  5. Нанести обеззараживающий состав, не позднее, чем через 6 часов после предыдущего этапа. Дать подсохнуть.

Эти тщательно проделанные стадии значительно облегчат нанесение краски и предотвратят их деформацию на протяжении всего сроки эксплуатации.

После обработки поверхности процесс покраски может принести только хорошее настроение

Теперь, когда отрицательные свойства олифы максимально сведены на нет, пора приступать к процедуре покраски или оклейки поверхности.

Окрашивающие работы производятся в несколько этапов при температуре от –30 до +40 градусов и относительной влажности воздуха не выше 80%:

  1. Для начала полосовым слоем кистью красятся труднодоступные места, сварные швы, торцевые кромки.
  2. Красящий раствор наносится один слой посредством вертикальных движений, направления слева направо или от дальней к двери стены валиком, кистью или пульверизатором (на расстоянии 20-30 см). Допускается также окунание объекта в малярную массу краски. Выжидается время полного высыхания.
  3. Металлические поверхности прокрашиваются в 2–3 пласта и сохнут до 3 часов, цементно-песчаные, асбоцементные и бетонные следует красить в 3 слоя, а деревянные – 1–2.
  4. Промыть высохшую поверхность горячей водой (без добавления соды или моющего средства) в целях избавления разводов. Повторно протереть перед эксплуатацией.
  5. (положим, масляных) можно, поставив рядом с прокрашенным местом или в помещении 2–3 банки с соленой водой или натертый чеснок на тарелке.

Очень важно дожидаться полного высыхания каждого предыдущего слоя краски перед нанесением последующего. Время окончательной сушки отделанного покрытия при температуре +20 градусов составляет не менее суток.

Проверить, подсохла поверхность или нет, возможно, традиционным методом – приложив палец к месту покраски. При необходимости, следует выждать и более длительный срок.

Преобразить проолифленную поверхность – задача не из самых легких. Но при умелом подходе и грамотном подборе необходимых инструментов и отделочных материалов всего в течение нескольких дней можно оживить интерьер и придать ему новый, более привлекательный вид, который еще долго будет радовать своего старательного владельца.

Вы сделали отделку пола деревом и отшлифовали его? А что теперь? У нас есть хорошие варианты, как придать ещё более красивый вид такому прекрасному отелочному материалу, как дерево, и сделать его устойчивым к внешним воздействиям.

Решающее значение имеет шлифовка

Если при обычной обработке пола для предварительной шлифовки подойдёт наждачная бумага № № 40, 60 и 100, то при планируемой обработке щелочным раствором, мылом или олифой шлифовка должна быть ещё более тщательной. После шлифовки пола наждачной бумагой с зернистостью 100 с помощью циклёвочной шлифовальной машины и машины для шлифовки покрытия пола у плинтусов просто подложите шлифовальную сетку № 120 или даже № 150 под однодисковую шлифовальную машину и отшлифуйте дерево ещё раз. Делайте это основательно и время от времени убирайте древесную пыль. Края и углы отшлифуйте с помощью детальшлифмашины или вручную, тоже используя зернистость 120 или 150.

Щелочи и мыло

Щелочные растворы — это очень едкие жидкости, которые легко изменяют структуру деревянной поверхности химическим путём. Основной эффект, который получается при этом, состоит в том, что мягкая еловая древесина со временем не темнеет в результате попадания на неё солнечного света, а мягкая сосновая древесина не приобретает красноватый (в области ядра) или желтоватый (в области заболони) оттенок. Щелочной раствор наносят на сырую шлифованную древесину (резиновые перчатки обязательны!).

Очень важно постоянно помешивать щелочной раствор, чтобы он был однородным, иначе некоторые составляющие осядут на дно. Примерно через 2 ч. времени дерево окрасится в слегка беловатый цвет.

Затем необходимо основательно промыть поверхность большим количеством воды с добавлением средства для пола или убрать остатки щёлочи с поверхности с помощью однодисковой шлифовальной машины (используйте шлифовальную сетку № 150). Внимание: для мягких и твёрдых пород дерева используются разные щелочные растворы. Если Вы их перепутайте, то поверхность древесины может стать пятнистой.

Обработка дерева щелочным раствором — это только подготовка к дальнейшей обработке поверхности. Классически, прежде всего, в скандинавских странах, после этого полы намыливают. Мыло для деревянных полов содержит преимущественно соевый жир и кокосовое масло без запаха, которые промасливают древесину изнутри. В результате деревянная поверхность становится влагостойкой и отталкивает грязь. Мыло просто добавляется в воду, которая затем наносится на дерево с помощью бахромчатой метёлки. После высыхания процедуру следует повторить минимум три — четыре раза. Позже мыло надо добавлять в воду при каждом обычном мытье полов.

Олифа

Нанесение олифы — это очень распространённая обработка поверхности дощатых полов после лакировки. Олифа не настолько прочная, как лаки, но она помогает выгодно подчеркнуть естественную текстуру дерева, которое становится мягче и приятнее на ощупь.

Сначала равномерно нанесите на пол олифу при помощи валика с высоким ворсом. Примерно через 30 минут уберите лишнюю олифу тряпкой и хорошенько вотрите олифу, используя однодисковую шлифовальную машину и шлифовальную сетку. После того как поверхность высохнет (примерно через 6 часов), полируете её шлифовальной сеткой до тех пор, пока не появится равномерный слабый блеск. После щелочи часто применяют олифу, окрашенную в белый цвет, чтобы придать деревянной поверхности светлый, немного беловатый оттенок. Тёмную олифу можно наносить без предварительной обработки древесины.

Воск

Воск – это, как и олифа, тоже натуральный продукт, который после добавления в него разных веществ делается пригодным для обработки поверхности деревянных полов. В отличие от олифы воск не проникает в древесину очень глубоко, но и не образует на поверхности плёнку, как лак. Натёртая воском поверхность всегда активно дышит. Имеющийся в продаже так называемый декоративный воск — это смесь воска и растительного масла, которую точно так же, как и олифу, наносят на деревянную поверхность и втирают. Бесцветный декоративный воск достаточно нанести два раза.

Цветной декоративный воск нуждается в защите, так как не способные проникнуть в древесину пигменты растворяются, и на дощатом поле образуются некрасивые разводы. Защитить воск можно, если нанести сверху и втереть бесцветное твёрдое воск – масло. Так цвет декоративного воска останется надолго свежим.

Важно: чем больше слоёв воска, тем интенсивнее окрашивание пола. Недостаток в том, что с каждым слоем всё больше и больше скрывается натуральная текстура дерева. Идеальный инструмент для распределения воска и масла — профессиональный шпатель.

Лак

Покрывать цветным лаком только что отшлифованный деревянный пол – это просто грех, ведь лаки образуют на поверхности слой, который полностью скрывает текстуру дерева. Если же Вам по душе интенсивные цвета на полу, то Вы можете покрыть лаком отдельные участки, например, нарисовать ковёр. Как и все лакированные поверхности, дощатый пол после основательной очистки нуждается в грунтовке. Нанесите несколько слоёв.

Сначала окрасьте полы акриловым лаком с помощью валика с коротким ворсом. Затем по желанию сделайте рисунок. Когда основной слой лака высох, то вполне можно приклеить креповую или лакотканевую ленту. В завершении, после того как всё высохло, следует два раза нанести сургучный лак. Тогда поверхность станет устойчивой к ежедневному истиранию на долгий срок, и, соответственно, ремонт не придётся делать скоро.

Деревянные полы можно обработать также лаком на растительном масле. Он будет держаться на всех обработанных олифой и натёртых воском полах, на которых не удержится обычный водорастворимый лак.

Предпосылкой, однако, является то, что натертые воском / смазанные олифой полы Вы еще раз отшлифовали шлифовальной сеткой № 150. Сначала лак наносится по краям, потом по всей поверхности. Ходить по полу можно через 6 ч, а полностью лак отвердеет через 7 дней.

Только сургучный лак сделает лакированную поверхность износостойкой. Мы рекомендуем нанести его минимум два раза валиком с коротким ворсом с промежуточной шлифовкой шлифовальной сеткой № 150.

Добавить комментарий