Новости
390 0

Как проверить электродвигатель на исправность?

Нормы испытаний электрических машин после ремонта (по ПЭЭП)

Всыпные обмотки статора

Таблица 4

Испытуемый элемент двигателя переменного тока с Uн≤0,66 кВИспытательное напряжение, кВ в зависимости от мощности Pн, кВт
,2…1010,1…1000
Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений2,53,0
Обмотки после пайки и изолировки межкатушечных соединений2,32,7
Обмотки после пропитки и запрессовки обмотанного сердечника2,22,5
Главная изоляция обмотки собранного двигателя переменного тока2Uн+1,0, но не менее 1,5

Обмотки статора из прямоугольного провода

Таблица 5

Испытательное напряжение для
Испытуемый элементэлектродвигателей на номинальное напряжение, кВ
обмотки двигателейдо 1000 кВтсвыше 1000 кВт
до 0,66
Отдельная катушка4,511,013,521,131,513,523,534,0
(стержень) перед укладкой
Обмотка после укладки3,59,011,518,529,011,520,530,0
в пазы до пайки между-
катушечных соединений
Обмотки после пайки3,06,59,015,825,09,018.527,0
и изолировки соединений
Главная изоляция обмотки собранной машины2Uн+15,07,013,021,07,015.023.0
но не

Обмотки ротора

Таблица 6

Испытуемый элемент ротора асинхронных двигателейИспытательное напряжение, кВ
1. Полная замена обмотки
Отдельные стержни до укладки в пазы

Стержни после укладки в пазы, но до соединения

Обмотка после соединения, пайки и бандажировки

Читайте также: Как происходит динамическое торможение асинхронной машины

Контактные кольца до соединения с обмоткой

2U*рот+3,0

2U*рот+2,0

2U*рот+1,0

2U*рот+2,2

2. Частичная замена обмотки
Оставшаяся часть обмотки после выемки заменяемых катушек, секций или стержней2U*рот (но не менее 1,2 кВ)
Вся обмотка после присоединения новых катушек, секций или стержней2U*рот (но не менее 1,0 кВ)

* 2U*рот — напряжение на кольцах неподвижного ротора с разомкнутой обмот­кой при номинальном напряжении на статоре.

Допустимые значения воздушного зазора

Таблица 7

Номинальный диаметр вала, ммЗазор, мкм. при частоте вращения, об/мин
до 10001000… 1500более 1500
18... 3040 …9360… 130140 …280
31... 5050… 11275… 160170... 340
51 …8065… 13595… 195200 …400
81 … 12080… 160120... 235230 …460
121 … 180100… 195150... 285260 …530
181 …260120 …225180... 300300 …600
261 …360140 …250210... 380340 …680
361 …600170 …305250... 440380 …760

Таблица 8

Тип изоляции витковАмплитуда напряжения, В/виток
до укладки секций в пазыпосле укладки и бандажировки
Провод ПВО210180
Провода ПБД, ПДА, ПСД420360
Провод ПБД с однослойной изоляцией из бумажной ленты700600
Провода ПБД и ПДА с изоляцией слоем

микаленты через виток

700600
То же, с прокладками миканита в пазовой части

между витками

1000850
Провод с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста1100950
Провод ПБД с однослойной изоляцией шелковой лакотканью толщиной 0,1 мм вполнахлеста14001200
Провода ПБД и ПДА с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста или 1/3 нахлеста14001200
Провод ПБД или ПДА с однослойной изоля­цией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста и сверху слоем хлопчатобумажной ленты впритык21001800
Провод ПДА, изолированный двумя слоями микаленты толщиной 0,13 мм вполнахлеста28002400

Испытание электродвигателей после ремонта

Испытание электродвигателей после ремонта

Электродвигатели испытываются следующим образом:

Объём и нормы приёмосдаточных и профилактических испыта­ний приводятся (по пунктам) ниже:

1) Измерить сопротивление постоянному току обмоток статора и ротора. Сопротивления обмоток статора и ротора измеряют при капитальном ремонте двигателей напряжением 2 кв и выше. Вели­чины сопротивления обмоток различных фаз не должны отличаться от ранее измеренных величин или заводских данных более чем на 2%.

2) Измерить сопротивление изоляции мегометром на напряже­ние 1000—2500 в. Величина сопротивления изоляции не нормируется.

Читайте также: Кабельные наконечники. виды и типы. работа и применение

3) Испытать изоляцию обмотки статора повышенным напряже­нием промышленной частоты.

Величина испытательного напряжения промышленной частоты при испытаниях после капитального ремонта (без смены обмоток) должна соответствовать приведённым ниже данным:

Двигатели напряжением до 500 в включительно после монтажа и ввода ротора испытываются напряжением 1000 в на протяжении 1 мин.

Величина испытательного напряжения при полной смене обмоток электродвигателей

(продолжительность испытания 1 мин)

4) Испытать изоляцию обмотки ротора двигателя с фазным рото­ром от корпуса и бандажей. Производится при капитальном ремонте без смены обмоток и приёмо-сдатомных испытаниях напряжением промышленной частоты величиной, равной 1,5 U р, но не менее 1000 в, в течение 1 мин, где Uр — напряжение на кольцах при разомкнутом и неподвижном роторе и полном напряжении на статоре. При частич­ной смене обмоток после соединения, пайки и бандажировки величина испытательного напряжения принимается равной 1,5 U р, но не. менее 1000 в. При полной смене обмоток роторов величина испытательного напряжения принимается 2 U р 1000 в.

5) Измерить зазоры в подшипниках и между сталью статора и ротора. Величины воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках не должны отличаться более чем на ± 10% от сред­него значения.

6) Проверить работу электродвигателей на холостом ходу в те­чение часа. Величина тока холостого хода не нормируется.

7) Измерить вибрацию двигателей. При текущем ремонте про­изводится для двигателей дымососов.

Величина вибрации не должна превышать следующих значений:

Измерить разбег в осевом направлении. Величина разбега не должна быть больше 4 мм. При капитальном ремонте произво­дится при выемке ротора.

9) Проверить работу двигателя под нагрузкой.

Источник

Ремонт обмоток якорей

Неисправности в обмотках якорей машин постоянного тока могут быть в виде соединения обмотки с корпусом, межвитковых замыканий, обрывов проводов и отпайки концов обмотки от коллекторных пластин.

Читайте также: Основные понятия и упрощенная классификация ИБП (UPS)

Для проведения ремонта обмотки якорь очищают от грязи и масла, снимают бандажи, распаивают соединения с коллектором и удаляют старую обмотку. Для облегчения извлечения обмотки из пазов якорь прогревают при температуре 80 — 90 °С в течение 1 ч. Для подъема верхних секций катушек забивают шлифованный клин в паз между катушками, а для подъема нижних сторон катушек — между катушкой и дном паза. Пазы очищают и покрывают изоляционным лаком.

В якорях машин мощностью до 15 кВт с полузакрытой формой паза применяют всыпные обмотки, а для машин большей мощности при открытой форме паза — катушечные обмотки. Катушки выполняют из провода круглого или прямоугольного сечения. Наиболее широко распространены шаблонные якорные обмотки из изолированных проводов или медных шин, изолированных лакотканью или микалентой.

Секции шаблонной обмотки наматывают на универсальный шаблон в форме лодочки и затем растягивают, так как она должна лежать в двух пазах, расположенных по окружности якоря. После придания окончательной формы катушку изолируют несколькими слоями ленты, пропитывают два раза в изоляционных лаках, сушат и облуживают концы проводов для последующей пайки в коллекторных пластинах.

Изолированную катушку вкладывают в пазы сердечника якоря. Закрепляют в них специальными клиньями и присоединяют провода к пластинам коллектора пайкой припоем ПОС-30. Клинья прессуют из теплостойких пластичных материалов — изофлекса-2, тривольтерма, пленки ПТЭФ (полиэтилентерефталатные).

Соединение концов обмотки пайкой проводят очень внимательно, так как некачественное выполнение пайки приведет к местному увеличению сопротивления и повышению нагрева соединения при работе машины. Качество пайки проверяют осмотром места пайки и измерением переходного сопротивления, которое должно быть одинаковым между всеми парами пластин коллектора. Затем пропускают по обмотке якоря рабочий ток в течение 30 мин. При отсутствии дефектов в местах соединения должен отсутствовать повышенный местный нагрев.

Все работы по демонтажу бандажей, наложению бандажей из проволоки или стеклоленты на якорях машин постоянного тока проводятся в том же порядке, что и при ремонте обмоток фазных роторов асинхронных машин.

Особенности измерительных работ

Испытание электродвигателей в ходе электроизмерительных работ перед сдачей объекта в эксплуатацию производится для того, чтобы проверить возможности работы двигателя без первоначальной ревизии. Такие испытания также дают возможность зафиксировать основные функциональные параметры установок на холостом ходу и с определенной нагрузкой.Для получения параметров работы электродвигателей требуется использование специальной измерительной аппаратуры, обычно для этих целей применяют современные мегаомметры различных марок, испытательные установки, наборы клещей и щупов для токоизмерительных работ. В соответствии с правилами устройства электроустановок, испытания двигателей должны проводиться бригадами, состоящими из нескольких человек, обладающих необходимыми уровнями по электробезопасности.

До начала основных измерительных работ обязательно должен проводиться тщательный визуальный осмотр электрической установки. В ходе визуального осмотра электродвигателя специалисты должны проверить целостность изоляции на всех его элементах, его общее состояние, отсутствие механических повреждений корпуса и все контактные соединения. Кроме того, первоначальный осмотр должен подтвердить наличие всех элементов электрического двигателя, оговоренных в технической документации, наличие щитков, заполнение подшипников, состояние щеток и надежность соединения с устройством заземления.

Ремонт полюсных катушек

Катушками полюсов называют обмотки возбуждения, которые по назначению разделяются на катушки главных и добавочных полюсов машин постоянного тока. Главные катушки параллельного возбуждения состоят из многих витков тонкого провода, а катушки последовательного возбуждения имеют небольшое количество витков из провода большого сечения, их наматывают из голых медных шин, уложенных плашмя или на ребро.

После определения неисправной катушки ее заменяют, собирая на полюсах катушку. Новые полюсные катушки наматывают на специальных станках с использованием каркасов или шаблонов. Полюсные катушки изготавливают намоткой изолированного провода непосредственно на изолированный полюс, предварительно очищенный и покрытый глифталевым лаком. К полюсу приклеивают лакоткань и обматывают его несколькими слоями микафолия, пропитанного лаком асбеста. После намотки каждый слой микафолия проглаживают горячим утюгом и протирают чистой тряпкой. На последний слой микафолия приклеивают слой лакоткани. Заизолировав полюс, на него надевают нижнюю изоляционную шайбу, наматывают катушку, надевают верхнюю изоляционную шайбу и расклинивают катушку на полюсе деревянными клиньями.

Катушки добавочных полюсов ремонтируют, восстанавливая изоляцию витков. Катушку очищают от старой изоляции, надевают на специальную оправку. Изолирующим материалом служит асбестовая бумага толщиной 0,3 мм, нарезанная в виде рамок по размеру витков. Количество прокладок должно быть равно количеству витков. С обеих сторон они покрываются тонким слоем бакелитового или глифталевого лака. Витки катушки раздвигают на оправке и вкладывают между ними прокладки. Затем стягивают катушку хлопчатобумажной лентой и прессуют. Прессовка катушки осуществляется на металлической оправке, на которую надевают изоляционную шайбу, затем устанавливают катушку, накрывают второй шайбой и сжимают катушку. Нагревая посредством сварочного трансформатора до 120 С, катушку дополнительно сжимают. Охлаждают ее в запрессованном положении до 25 — 30 °С. После снятия с оправки катушку охлаждают, покрывают лаком воздушной сушки и выдерживают при температуре 20 — 25 °С в течение 10 — 12 ч.

Рис. 107. Варианты изоляции сердечников полюсов и полюсных катушек:

1, 2, 4 — гетинакс; 3 — хлопчатобумажная лента; 5 — электрокартон; 6 — текстолит.

Наружную поверхность катушки изолируют (рис. 107) поочередно асбестовой и миканитовой лентами, закрепляемыми тафтяной лентой, которую затем покрывают лаком. Катушку насаживают на дополнительный полюс и расклинивают деревянными клиньями.

Определение пригодности обмоток

Типичными повреждениями обмоток являются повреждение изоляции и нарушение целостности электрических цепей. О состоянии изоляции судят по таким показателям, как сопротивление изоляции, результаты испытания изоляции повышенным напряжением, отклонения значений сопротивления постоянному току отдельных обмоток (фаз, полюсов и т. д.) друг от друга, от ранее измеренных значений или от заводских данных, а также по отсутствию признаков междувитковых замыканий в отдельных частях обмотки. Кроме того, при оценке учитывают общую продолжительность работы электродвигателя без перемотки и условия его эксплуатации.

Определение степени износа изоляции обмоток проводится на основании различных замеров, испытаний и оценки внешнего состояния изоляции. В отдельных случаях изоляция обмотки по внешнему виду и по итогам испытаний имеет удовлетворительные результаты и двигатель после ремонта сдается в эксплуатацию без ее ремонта. Однако, проработав небольшое время, машина выходит из строя по причине пробоя изоляции. Поэтому оценка степени износа изоляции машины является ответственным моментом в определении пригодности обмоток.

Признаком теплового старения изоляции является отсутствие ее эластичности, хрупкость, склонность к растрескиванию и изломам при довольно слабых механических воздействиях. Наибольшее старение наблюдается в местах повышенного нагрева, удаленных от наружных поверхностей изоляции. В связи с этим для исследования теплового износа изоляции обмоток необходимо местное вскрытие ее на полную глубину. Для исследования выбирают участки небольшой площади, расположенные в областях наибольшего старения изоляции, но доступные для надежного восстановления изоляции после вскрытия. Для обеспечения достоверности результатов исследования мест вскрытия изоляции должно быть несколько.

При вскрытии изоляцию исследуют послойно, многократно изгибая снятые участки и осматривая их поверхность через лупу. При необходимости сравнивают одинаковые образцы старой и новой изоляции из того же самого материала. Если изоляция при таких испытаниях ломается, шелушится и на ней образуются множественные трещины, то она должна быть заменена полностью или частично.

Признаками ненадежной изоляции являются также проникновение масляных загрязнений в толщу изоляции и неплотная запрессовка обмотки в пазу, при которой возможны вибрационные перемещения проводников или сторон секций (катушек).

Для определения неисправности обмоток используют специальные приборы. Так, для выявления витковых замыканий и обрывов в обмотках машин для проверки правильности соединения обмоток по схеме, для маркировки выводных концов фазных обмоток электрических машин используют электронный аппарат ЕЛ-1. Он позволяет быстро и точно обнаружить неисправность в процессе изготовления обмоток, а также после укладки их в пазы; чувствительность аппарата позволяет выявить наличие одного короткозамкнутого витка на каждые 2000 витков.

Если неисправности и повреждения имеются только у небольшой части обмоток, то назначают частичный ремонт. Однако в этом случае должна быть обеспечена возможность удаления неисправных частей обмотки без повреждения при этом исправных секций или катушек. В противном случае более целесообразен капитальный ремонт с полной заменой обмотки.

Осмотр электрических машин

Испытания любых электрических машин начинаются с внешнего осмотра. В случае обнаружения неисправностей, они подлежат устранению, после чего производится осмотр производится повторно. При этом оцениваются следующие параметры:

  • наличие и исправность всех частей аппарата, проверка которых возможна без разборки механизма;
  • правильность сборки;
  • соответствие паспортных данных и проектной документации. При проверке и испытаниях электромашин необходимо обратить внимание на параметры, нарушение которых может привести к быстрому выходу аппарата из строя:
  • Проверка мегомметром сопротивления изоляции.
  • Испытание изоляции повышенным напряжением частотой 50Гц. Длительность проверки — 1 минута.
  • Тоже, постоянным напряжением.
  • Проверка величины расстояния между статором и ротором. Величина зазора должна соответствовать конструкции машины, величина отклонениями не более 10%.
  • Измерение величины осевого разбега ротора.
  • При наличии воздухоохладителя он испытывается гидравлическим давлением в течение 10 минут.

Исправный аппарат допускается к испытаниям в режиме холостого хода и под нагрузкой.

Обкатка на холостом ходу

Этот вид испытаний обязателен при сдаче в эксплуатацию двигателей всех типов после ремонта. Фазный ротор в асинхронном электродвигателе с фазным ротором при этом закорачивается.

Читайте также: Где используются принципиальные электрические схемы и как их читать

Электромашина подключается к сети без нагрузки на период, достаточный для нагрева и до установившейся температуры. Необходимое время работы зависит от номинальной мощности электродвигателя — чем двигатель больше, тем дольше происходит нагрев. При проведении типовых испытаний период работы увеличивается в два раза.

Во время обкатки в цепи каждой фазы подключаются амперметры, разность показаний которых не должна превышать 5%. Сами показания не должны меняться весь период обкатки. Эти изменения указывают на неисправности — витковые замыкания обмоток, подклинивание подшипников, а в электромашинах с фазным ротором на плохое прилегание щёток.

Нагрев подшипников не должен отличаться друг от друга превышать допустимые температуры:

  • в подшипниках качения — 70°С;
  • в подшипниках скольжения — 60°С;
  • температура масла — 50°С.

Испытания после капитального ремонтаНормативные документы предусматривают два вида обкатки после капремонта — типовые испытания и контрольные.

Нормативная документация

При эксплуатации, проверках и обслуживании электродвигателей руководствоваться можно книгой Н.М. Слоним «Испытания асинхронных двигателей при ремонте», где описаны методики их проведения. Несмотря на 1980 год выпуска, книга содержит актуальную информацию. Методы испытаний асинхронных двигателей изложены в ГОСТ 7217-87, он действующий, актуализация текста проведена 06.04.2015, переиздание было в 2003 году. Помимо этого, в ПУЭ и ПТЭЭП также приведена программа испытаний электрических машин переменного тока.

Также читают:

  • Как измерить сопротивление изоляции кабеля
  • Проверка работоспособности автоматического выключателя
  • Что такое чередование фаз и как его проверить

Опубликовано: 30.08.2019 Обновлено: 30.08.2019

Испытание электродвигателя: особенности

После капитального ремонта электродвижка (с перемоткой обмоток статора) проводят контрольные (типовые) электрические испытания электродвигателей. Если по результатам ремонтных работ были изменены технические характеристики машины, и они стали отличными от паспортных данных, то выполняется типовое испытание-проверка электродвигателя. Если же технические характеристики после починки (восстановления) остались неизменными, то проводят контрольные испытания. Здесь к основным техническим характеристикам относятся мощность, вращающий момент, частота вращения ротора (якоря, вала).

Типовые послеремонтные испытания электродвигателя включают следующие работы (кроме основных, обязательных для всех типов проверки):

  1. Для машин переменного тока – испытание асинхронных электродвигателей кратковременным повышенным напряжением, током, проверка нагрева, определение КПД, мощности и максимального вращающего момента, оценка пускового тока, вибраций в работе.
  2. Для машин постоянного тока: оценка скоростной характеристики агрегата, КПД, проверка нагрева, определение зоны коммутации, проверка ее качества.

Испытание электродвигателей переменного тока (однофазных и трехфазных) после текущего ремонта включает меньший спектр работ.

В частности, с использованием специального оборудования осуществляется:

  • проверка состояния изоляционного материала относительно корпуса двигателя и между витками обмотки;
  • проверка повышенным напряжением на протяжении 60 сек (методика испытания электродвигателей до 10 кВ);
  • работа на холостом ходу.

Испытание электродвигателей переменного тока выше 1000 В

Главная СтатьиИспытание электродвигателей переменного тока выше 1000 В

  1. Цель проведения измерения :

Испытание электродвигателей переменного тока проводится с целью проверки их соответствия требованиям ПУЭ гл.1.8.(п.1.8.15, пп.1-6) и ПТЭЭП прил.3.(п.23).

  1. Применяемые средства измерения, приборы, приспособления:

Для измерения сопротивления изоляции используются:

— измеритель сопротивления, увлажненности и степени старения электроизоляцииMIC– 2500;

— микроомметрMMR-600;

— тепловизорTesto-881-2;

— анализатор вибрацииКВАРЦ.

  1. Подготовка рабочего места и основные меры безопасности при проведении испытаний и измерений:

— ознакомление со схемой и документацией, (тех. документация предприятия изготовителя, проект, cогласованный с УГЭН, протоколы предыдущих испытаний и т.п.);

— выполнение организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках;

— проверка средств защиты и устройств (приспособлений) для снятия емкостного заряда.

4. Подготовка прибора к работе.

Подготовка приборов и проверка исправности прибора заключается в следующем:

— проверка клейма поверки СИ и отсутствия видимых повреждений корпуса и измерительных проводов;

— проверка напряжения источника питания.

  1. Испытание электродвигателей переменного тока напряжением выше 1 кВ.

5.1. Измерение сопротивления изоляции

  • включить прибор клавишейи установить переключатель функций в положениеRISO/IL;
  • клавишейUISOвыбирается величина напряжения измерения (от50Вдо2500В);
  • запуск функции измерений происходит после нажатия и удерживания клавишиSTART(внимание: на зажимах прибора в это время присутствует напряжение измерения);
  • при отпускании клавишиSTARTизмерение приостанавливается;
  • после прекращения измерений автоматически происходит замыкание зажимовURиCOMчерез сопротивление 100кОМ, что обеспечивает разряд емкости измеряемого объекта.

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей выше 1 кВ.

Температура

обмотки, 0 С.

Сопротивление изоляции R 60, Мом, при номинальном напряжении обмотки, кВ.
3-3,156-6,310-10,5
103060100
20204070
30153050
40102035
5071525
6051017
753610

5.2. Определение возможности включения электродвигателей выше 1 кВ без сушки.

Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значение сопротивления изоляции и коэффициент абсорбции не ниже, указанных в Таблице 2.

Таблица 2.

Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции для обмоток статора электродвигателей

Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмотокКритерии оценки состояния изоляции обмотки статора
Значение сопротивления изоляции, МОмЗначение коэффициента абсорбции R 60 / R 15
1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляцияПри температуре 10-30 0 С сопротивление изоляции не ниже 10 Мом на 1 кВ номинального линейного напряженияНе менее 1,3 при температуре 10-30 0 С.
2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция
3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжением выше 1 кВ, мощностью

от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели с меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением выше 1 кВ

Не ниже значений, указанных в таблице 1Не менее 1,2
4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжением выше 1 кВ, мощностью более 1 МВт, кроме указанных в подпункте 3Не ниже значений, указанных в таблице 1
5. Обмотка ротора,2
6. Термоиндикаторы с соединительными проводами, подшипникиВ соответствии с указаниями заводов-изготовителей

5.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.

Производится на полностью собранном электродвигателе.

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом.

У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытания всей обмотки относительно корпуса.

Значения испытательных напряжений приведены в Таблице 3.

Читайте также: Инкрементальный угловой энкодер: принцип действия, области применения

Продолжительность приложения испытательного напряжения1 мин.

Таблица 3.

Испытательное напряжение промышленной частоты для обмоток электродвигателей переменного тока

Испытуемый элементМощность электродвигателя, кВтНоминальное напряжение электродвигателя, кВИспытательное напряжение, кВ
1. Обмотка статораОт 1,0 до1000Выше 0,1,8 (2U ном +1), но не менее 1,2
От 1000 и болееДо 3,3 включительно,8 (2U ном +1)
От 1000 и болееСвыше 3,3 до 6,6 включительно,8 х 2,5 U ном
От 1000 и болееСвыше 6,6,8 (2U ном +3)
2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения, на резистор или источник питания8-кратное U ном системы возбуждения, но не менее 1,2 и не более 2,8
3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным роторомU р*, но не менее 1,0

U р* — напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре

4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей2,0
5. Реостаты и пускорегулирующие резисторы1,5 U р*, но не менее 1,0

5.4. Измерение сопротивления постоянному току.

Измерение производится при практически холодном состоянии машины:

  • обмотки статора и ротора (обмотки ротора синхронных электродвигателей и электродвигателе с фазным ротором).
  • Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше.
  • Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2%.
  • Реостаты и пускорегулирующие резисторы.
  • Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше, сопротивление измеряется на всех ответвлениях.
  • Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

Значение сопротивления не должно отличаться от исходных значений более чем на 10%.

Измерение сопротивления постоянному току производится приборомMMR-600/

5.5. Проверка электродвигателей на холостом ходу (с ненагруженным механизмом) и под нагрузкой.

Продолжительность проверки электродвигателя на холостом ходу не менее 1ч., в соответствии с инструкцией завода — изготовителя.

5.6. Проверка электродвигателей под нагрузкой.

Проверка электродвигателей под нагрузкой производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию, в процессе эксплуатации под нагрузкой не менее 50%. При этом для электродвигателей с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования.

Проверка производится в соответствии с инструкцией завода — изготовителя.

При отсутствии указаний завода изготовителя вибрация подшипников электродвигателей не должны превышать значений, указанных в таблицах:

а) вибрация подшипников для обычных условий эксплуатации электродвигателей и для электродвигателей со сроком эксплуатации не более 15 лет

Частота вращения (об/мин)

3000015001000750
Удвоенная амплитуда колебаний подшипников (мкм)30608095

б) вибрация подшипников электродвигателей, работающих в тяжелых условиях и для электродвигателей, срок эксплуатации которых превышает 15 лет

Частота вращения (об/мин)3000015001000750
Удвоенная амплитуда колебаний подшипников (мкм)30100130160

Измерение вибрации подшипников производится прибором — анализатором вибрацииКВАРЦв соответствии с инструкцией по эксплуатации на прибор.

Электродвигатель должен быть немедленно отключен от сети в случаях:

  • при появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя или пускорегулирыющей аппаратуры;
  • поломки приводного механизма;
  • резкого увеличения вибрации подшипников ;
  • нагреве подшипников сверх допустимой температуре, установленной заводом – изготовителем.

6.Оформление результатов измерений.

Результаты измерений оформляются протоколом в соответствии ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Группа Т51, ГОСТ Р 50571.16-2007 с учетом погрешности используемого предела измерений.

Протокол должен отражать все вопросы, предписанные ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 п.5.10.2, п.5.10.3 и приложением G ГОСТ Р 50571.16-2007 часть 6 “Испытания”

7.Оформление заключения о состоянии электроустановки и соответствии илинесоответствии ее требованиям НТД.

Заключение о соответствии или не соответствии результатов измерений принимается на основании анализа измеренного значения с требованиями ПУЭ гл.1.8., ПТЭЭП приложение 3, а также с данными предприятия — изготовителя.

Определение технического состояния корпусной и межфазной изоляции обмоток

  1. Заземлить обмотки двух фаз электродвигателя, а обмотку свободной фазы подключить к прибору или к схеме.
  2. Включить прибор или схему и плавно повысить напряжение на обмотке электродвигателя от 400 В или менее до 1200 В и сделать отсчет значения токов утечки. Данные занести в журнал. Плавно повысить напряжение до 1800 В и также сделать отсчет значения токов утечки. Выключить прибор или схему. Данные занести в журнал.При повышении напряжения с 400 или менее до 1800 В во всем диапазоне не должно наблюдаться колебаний и бросков токов утечки. Абсолютное значение токов утечки при напряжении 1800 В не должно превышать 150 мкА.
  3. Вычислить относительное приращение токов утечки при подъеме напряжения от 1200 до 1800 В, как отношение разности показаний микроамперметра при напряжении 1800 и 1200 В к показанию микроамперметра при напряжении 1200 В. Данные занести в журнал. Относительное приращение токов утечки при повышении напряжения в указанном диапазоне не должно превышать 1.
  4. Измерить токи утечки и определить их относительное приращение поочередно для двух других фаз, как это указано в п. 2 и 3. Данные занести в журнал.
  5. Вычислить коэффициент несимметрии токов утечки изоляции обмоток фаз электродвигателя, как отношение тока утечки при напряжении 1800 В фазы, имеющей наибольший ток утечки, к току утечки фазы с наименьшей величиной тока утечки. Значение коэффициента записать в журнал. Коэффициент неснмметрии токов утечки не должен превышать 2.
  6. Провести анализ полученных данных. Если изоляция обмоток фаз статора не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных в п. 2, 3 и 5 требований (при повышении напряжения наблюдаются колебания или скачки токов утечки, абсолютное значение токов утечки при напряжении 1800 В превышает 150 мкА, относительное приращение токов утечки при повышении напряжения от 1200 до 1800 В превышает 1, коэффициент несимметрии токов утечки фаз превышает 2), то электродвигатель разбирают и определяют причины ослабления изоляции.

Послеремонтные испытания

Перед началом ремонта проводятся предремонтные испытания, для точной дефектации узлов асинхронного двигателя. Цель – выявить исправные двигатели, поступившие на ревизию по ошибке или имеющие незначительную неисправность, которую можно устранить сразу же.

В процессе ремонта проводятся операционные испытания (операционный контроль), цель которых – выявление ошибок, некачественных материалов или запасных частей и своевременное устранение выявленных замечаний

В первую очередь, важность операционного контроля обусловлена сокращением срока ремонта (если его не проводить, при наличии дефектного узла ремонт затянется), второй причиной является снижение затрат на ремонт

Если операционный контроль не проводить, то, например, при перемотке статора или ротора (при наличии дефекта металла или проволоки) неисправность можно обнаружить уже на испытаниях после ремонта, это приведет к значительному удорожанию обслуживания. Комплексный стенд проверки не только сократит срок операционного контроля, но и значительно упростит его проведение.

После капитального ремонта проводятся приемо-сдаточные испытания (если изменились электрические и магнитные характеристики, то проводятся типовые испытания).

Определение технического состояния короткозамкнутой обмотки ротора

  1. Присоединить один из выводов обмотки фазы, от межкатушечного соединения которой сделан дополнительный вывод, и дополнительный вывод к схеме для определения обрывов стержней короткозамкнутых обмоток роторов.
  2. На катушку фазы подать от схемы напряжение переменного тока, равное 10—15 В.
  3. Медленно вращая ротор, пока он не сделает один или полтора оборота, следить за показаниями амперметра, включенного в цепь катушки обмотки фазы, на зажимы которой подано напряжение. При изменении тока, записать его максимальное и минимальное значения в журнал. Неизменность показаний амперметра при проворачивании ротора электродвигателя свидетельствует об отсутствии обрывов стержней короткозамкнутой обмотки ротора. Изменение тока указывает на наличие ослабления сечения или обрыва стержней.Вычислить относительное изменение тока по формуле

    Если относительное изменение тока превышает 15%, то электродвигатель разбирают и определяют число оборванных стержней.

    П р и м е ч а н и е. Если электродвигатель не приспособлен к диагностированию, то напряжение подается в обмотку фазы. В этом случае допустимое относительное изменение тока при проворачивании ротора составляет 10%.

  4. Отключить обмотку электродвигателя от схемы.

ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

________________________________________________________________________________ (объект, присоединение)

1. Паспортные данные:

Схема соед. стат.

2. Сопротивление обмоток двигателя постоянному току при температуре ________ град. С.

3. Полярность выводов обмоток и маркировка выводов проверены и соответствуют заводской. 4. Испытание изоляции обмоток двигателя повышенным напряжением переменного тока в течение 1 мин.

Сопрот. изоляции до испыт., МОм

Добавить комментарий