Клей
513 0

Как можно окрасить эпоксидную смолу самостоятельно

Эпоксидная смола нашла широкое применение в самых различных сферах, ее используют при строительстве, для ремонта, изготовления клеевых составов, с помощью нее можно создать наливные полы, а особую популярность в последнее время она получила при изготовлении различных украшений. Для того чтобы эпоксидное изделие выглядело более привлекательно применяют красители для эпоксидной смолы.

Для чего применяются красители

Колер для эпоксидки – это специальное средство, которое помогает получить необходимые оттенки. Сама эпоксидка обычно выделяется прозрачностью. Но когда ее решают использовать, как ювелирную смолу, то чаще всего она требует подкрашивания. Ведь применение ее для украшений или других видов изделий предполагает яркие цветовые решения.

В творческом процессе смола может окрашиваться частично, тогда создается эффект переходов в разные цвета, создаются переливы. Вариантов использования красителей для смолы много, ограничиваются они только фантазией.

Стало понятно для чего стоит окрасить этот материал, но чем покрасить эпоксидку можно, пока не ясно. Об этом будет подробно рассказано в следующей главе.

Читайте также: Как проверить, что система инсталляции установлена верно?

В творческом процессе смола может окрашиваться частично, тогда создается эффект переходов в разные цвета, создаются переливы.

Разновидности красителей

Конечно, более удобно применять специальные пигменты, предназначенные для окраски данного материала, продаются они в торговых точках, где продаются товары для рукоделия, для рисования, обычно красители для смолы бывают акриловыми. Колеровка разделяется на нижеперечисленные виды:

  • Одного конкретного цвета, легко найти популярные цвета (белый, коричневый, красный, синий, черный, бирюзовый, зеленый и другие);
  • Флуоресцентная, специальные элементы, входящие в состав позволяют светиться, окрашенным предметам. Представлены цветные и бесцветные варианты;
  • Оттеночно-матовая, с нее изделие приобретает матовость, делая его изящнее;
  • Металлик, дает изделию переливчатое покрытие;
  • С блестками, придаст приятный блеск вещам.

Количество вносимой краски позволяет придать изделием различный вид. Так, используя один краситель, но введя разное его количество, получают совершенно разные предметы. Если колеровать предмет каплей средства, то покраска получиться полупрозрачной. Увеличив количество, получат более яркий эффект. Если есть желание полностью убрать прозрачность, и получить насыщенный цвет, то предварительно красят поверхность белой краской.

Расход колерующего раствора не высок, максимально возможное добавление пигмента в смесь составляет 5%. Допускается смешивание между собой разных цветов.

Количество вносимой краски позволяет придать изделием различный вид.

Кроме готовых растворов, для окраски эпоксидки можно использовать природные и подручные компоненты. Для этой цели подойдут:

  • Чернила из гелевой ручки;
  • Чернила обычной ручки также подойдут;
  • Обыкновенными масляными и витражными красками, используемыми для рисования. Морилка, нитрокраска, алкидная краска (их добавляют до отвердителя);
  • Чернила, применяющиеся для окрашивания полимерной глины;
  • Тонер для принтера, активированный уголь, они заменят черный пигмент;
  • Тальк, присыпка, мел (его нужно растолочь), зубной порошок;
  • Раствор бриллиантовой зелени;
  • Подойдут и косметические тени, но размешивание должно осуществляться тщательно;
  • Цветная пудра.

Красители для полиэфирной смолы отличаются от тех, которые используются для эпоксидной.

Кроме готовых растворов, для окраски эпоксидки можно использовать природные и подручные компоненты.

Виды

В настоящее время предложения от производителей специальных красителей эпоксидной смолы полностью удовлетворяют потребности рынка. Зачастую компании, занимающиеся производством эпоксидки, предлагают набор аксессуаров для работы, среди которых и краски с пигментными пастами. Часть из них уже находится в перечне популярных брендов, а некоторые только начинают осваивать рынок. Тем не менее, многообразие марок красителей не позволяет в полной мере описать каждую, поэтому удобнее разделить добавки по какому-либо признаку или параметру. Пигментная паста для эпоксидной смолы может быть сделана разными производителями, но качество, чаще всего, примерно одинаковое.

Первый способ разделить красители на два вида – ориентироваться на прозрачность, то есть, все колеры делятся на прозрачные и непрозрачные. Прозрачными называют такие красители, которые окрашивают смолы, но не замутняют ее, оставляя пропускную способность для лучей соответствующего цвета практически неизменной. После застывания смола выглядит, как цветное стекло. Непрозрачные красители вызывают появление характерной матовости и прочих эффектов, влияющих на пропускание света.

Более практичным считается нижеприведенный вид классификации. Именно он используется многими покупателями, так как помогает оптимально подобрать нужный состав. Любой продавец в специальном магазине подскажет марку красителя, если покупатель запросит один из его видов.

  • Одноцветные красители. Название красноречиво говорит само за себя. В настоящее время разработаны составы для получения практически любого цвета и даже оттенка, а такие цвета, как синий, красный, зеленый и черный, применялись еще на начальных этапах развития прикладного творчества с эпоксидкой.
  • Красители с люминофором. В качестве люминофора выступают вещества, образующие фотолюминесценцию, то есть, свечение под действием солнечного света. Флуоресцентный компонент может быть цветным или бесцветным.
  • Матовые красители придают не только цвет, но и добавляют в состав мельчайшие взвеси, которые образуют характерное рассеяние света (матовость). Обычно такие красители используются при изготовлении украшений и бижутерии.
  • Перламутр и металлик. Отличить такие элементы очень просто по характерному переливу и мельчайшим крупинкам металлического цвета. В самом начале роста популярности изделий из эпоксидной смолы достигался такой эффект добавлением алюминиевой пудры. Сегодня существует несколько альтернативных способов, причем продаются краски разных перламутровых оттенков.
  • Красители с блестками – отдельная категория. Они тоже дают переливание, но только блестки – более крупные частицы, чем те, что используются в перламутровых красителях.

Художник оперирует количеством краски, так как можно получать разные оттенки и глубину цвета. Придать легкий оттенок позволяет даже небольшая капля красителя. Увеличение доли пигмента приведет к потемнению цвета. Для создания насыщенных цветов художники в эпоксидку добавляют сначала белую краску, а затем ту, что несет основной оттенок.

Сегодня выбрать подходящую краску легко, даже не вникая в особенности ее характеристик. Можно просто ориентироваться на бренд и подбирать смолу с красителем от одного производителя. Покупатель получает гарантию того, что все компоненты подходят друг к другу, и в комплекте он найдет подробную инструкцию о том, как их использовать.

Читайте также: Как заделать дырку в линолеуме: с заплаткой и без, чем заклеить порез

Как правильно подобрать и пропорции

Нужно отметить, что существует пигментная и колеровочная паста. Они создают разное окрашивание. Колеровочная, лишь меняет цвет, а пигментная паста имеет свойство укрывистости. Нужно учитывать это при выборе средства. Красители в виде порошка должны быть мельчайшего помола. При работе с ними, их необходимо вносить до отвердителя.

Пропорция внесения красители в смесь указывается производителями на упаковке, поэтому предпочтительно выбирать специальные средства. Ведь пропорции подручных средств сложно установить.

Но все есть несколько правил, которые помогут в работе с подручными красящими вариантами:

  • Масляные, нитрокраски, алкидные лакокрасочные материалы можно вносить в смолу не более 10%, иначе они сделают из смеси подобие резины;
  • Другие красящие элементы можно добавлять в количестве не более пяти-семи процентов от массы эпоксидки;
  • Нельзя допускать попадание в смолу воды, от нее она испортится.

Пропорция внесения красители в смесь указывается производителями на упаковке, поэтому предпочтительно выбирать специальные средства.

Виды

Эпоксидные краски делятся на несколько видов:

  • двухкомпонентная;
  • аэрозольная;
  • порошковая.

Двухкомпонентная краска считается самой распространенной в обиходе. Помимо промышленных предприятий, ее часто используют и в домашних условиях. Она состоит из двух составляющих, перед началом работы их нужно тщательно перемешать.

Также она с легкостью может перенести воздействие агрессивной среды, в том числе атмосферных явлений. У этой краски есть отличная способность – она может самостоятельно очищаться. Любое основание станет намного устойчивее к царапинам после аэрозольного покрытия, оно также придаст поверхности красивый глянцевый вид.

Порошковая краска все же больше используется именно в промышленности, потому что имеет достаточно высокие характеристики. В домашних условиях ее применяют крайне редко, потому что для застывания покрытия требуются нагревательные камеры.

Такие красители можно разделить на два подвида:

  1. Полиэфирные. У таких красок максимальная износостойкость, они улучшают защиту поверхности от трения.
  2. Эпоксидно-полиэфирные. У этих красящих составов довольно низкая цена, при этом невысокие свойства сопротивляемости к истиранию, однако они достаточно устойчивы к ультрафиолету и высокой температуре.

Процесс окрашивания эпоксидной смолы

Работа должна производиться при температурных показателях 22-23 градуса выше ноля, такие условия позволят качественно произвести окрашивание, и застывание пройдет удачно.

Процесс окрашивания должен производиться с соблюдением правил безопасности, нужно надеть перчатки и респиратор, чтобы опасные химические элементы не попали в дыхательные пути. Если смола попала на кожу, это место следует промыть с мылом.

В некоторых смесях есть растворитель, работая с ними необходимо обеспечить хорошую вентиляцию в комнате. Смешиваться элементы должны в одноразовой посуде так, как после работы посуду следует выкидывать.

Читайте также: Какая бывает самоклеящаяся пленка? Технология нанесения самоклейки на поверхность

Работа должна производиться при температурных показателях 22-23 градуса выше ноля.

Необходимые инструменты:

  • Маленькая ложка;
  • Стакан;
  • Несколько шприцев;
  • Красящие средства;
  • Формы, куда будет заливаться смола.

Прежде, чем подкрасить эпоксидную смолу вводят отвердитель по указанным на упаковке пропорциям. Лучше перемешивать ингредиенты маленькими порциями, когда количество большое, смесь сильно нагревается, что приведёт к ухудшению смолы. После ее разливают в стаканчики, отдельно для каждого необходимого цвета, вводить состав удобно шприцем.

В смесь нужно сразу вести колирующий элемент, с помощью ложки необходимо смешать компоненты, смесь должна постоять 15 минут на водяной бане, чтобы из нее вышли все пузырьки воздуха. И затем заливают ее в формочки. Их следует закрыть, чтобы сохранить чистоту материала, так на него не попадет пыль.

Если требуется прозрачный эффект, то смешивание лучше проводить в прозрачной емкости, тогда виден будет получаемый оттенок.

Прежде, чем подкрасить эпоксидную смолу вводят отвердитель по указанным на упаковке пропорциям.

Окрашиваем подручными средствами

Процесс окрашивания подручными средствами, по сути, ничем не отличается от окрашивания специальными колерами. Здесь главное постепенное введение средства, чтобы получить нужный оттенок. Ведь точные пропорции неизвестны в отличие от прописанных в инструкции к специальным пигментам. Полное застывание должно произойти через два дня.

При использовании красок (алкидных, масляных, нитрокрасок и т.д.) нужно вводить их до отвердителя.

При использовании красок (алкидных, масляных, нитрокрасок и т.д.) нужно вводить их до отвердителя.

Из эпоксидной смолы можно создать различные виды декоративных изделий, окрашивание в разные цвета поможет придать им неповторимое очарование. Колеровать ее нужно аккуратно, чтобы получить нужный оттенок, разнообразие представленных средств дает возможность реализовать любые задумки мастера.

Температурная стойкость

В этой связи нужно учитывать еще и стойкость давно и прочно застывшей эпоксидной смолы к термическому воздействию. Дело в том, что интенсивная обработка поверхностей изделий из эпоксидных смол (притом любых, их первоначальная цена, качество и уникальность не имеют никакого значения) абразивным и иным материалами вызывает местное, локальное повышение температуры в месте проходки абразива с поверхностью изделия. Чем прочнее отливка, тем выше температура в месте контакта. На микроучастке соприкосновения она может кратковременно, на доли секунды, повышаться до 200-300°C градусов.

Не нужно забывать о пыли, неизбежной во время шлифовочных работ. При обработке больших плоскостей ее может набираться за рабочий день до килограмма осевшей, как на рабочем месте, так и в самых неожиданных местах помещения. Так что выходом из положения становится надевание патрубка от включенного пылесоса на специальное гнездо шлиф-машинок, которое обязательно предусматривается в последних поколениях этого инструмента.

Регулярно проводимая влажная уборка помещения также важна. Эпоксидная пыль может выступить в роли очень сильного аллергена, так что не стоит пренебрегать такими защитными мерами, как респиратор на лицо, защитные очки и шапочка или косынка, закрывающая волосы.

Обилие пыли и отходов в виде твердых частиц будет тем выше, чем выше прочность отлитого изделия, а она зависит от типа отвердителей, применяемых для запуска процессов полимеризации. Притом известно, что для ювелирки и бижутерии применение низкотемпературных отвердителей типа ПЭПА неприемлемо. Они не позволят получить полностью не только прозрачный, но и бесцветный слой.

Применяют ТЭТА или его аналоги по химическому строению и принципу отверждения, а они имеют одну особенность, которая позволяет делать отливки высокой прочности: после 24-х часовой выдержки от начала запуска полимеризации изделие на 2-3 часа помещают в духовку, печь или иное устройство, где поддерживается температура в 80°C градусов. Это увеличивает твердость готового, застывшего полностью, эпоксидного материала в единицах Мпа или кгс/мм, измеряемой по шкалам Бриннера, Виккерса или Роквелла.

В свою очередь, чем тверже полученная отливка и чем больше на ней внешних дефектов, убираемых шлифовкой и полировкой, тем выше температуры пограничного слоя при обработке.

Добавить комментарий