Инфо-baza
241 0

Характерные особенности гелевых аккумуляторов, их зарядка и обслуживание

Аккумуляторы в сфере автомобилестроения используются уже более сотни лет. Основное предназначение таких узлов – обеспечение электроэнергией электроники в обход генератора и синхронизаторов его токов. На данный момент аккумуляторные технологии настолько продвинулись вперёд, что помимо знакомых всем щелочных и кислотных батарей, также имеются отчасти таинственные гелевые аккумуляторы. Узлы подобного вида всё чаще и чаще встречаются на полках магазинов автозапчастей и нахваливаются бывалыми автомобилистами. Однако обосновано ли это? Реально ли гелевые автомобильные аккумуляторы настолько хороши? Давайте разберёмся, детально рассмотрев этот вид батарей электроэнергии.

Что такое гелевый АКБ

Гелевым аккумулятором называется свинцово-кислотный источник постоянного тока, предназначенный для установки на автомобилях и в стационарных агрегатах. Отличием является отказ от жидкого электролитического состава в пользу загущенного вещества, состоящего из серной кислоты и дистиллированной воды.

Вариант заливки для остальных видов аккумуляторов. В гелиевых АКБ был заменен на смесь с более густой консистенцией, что позволило не проводить некоторые сервисные мероприятия.

Применение геля позволило отказаться от периодического обслуживания устройства, связанного с измерением плотности и добавлением в электролит воды. Герметичный корпус позволяет перевозить источники питания в самолетах или заряжать в замкнутом помещении.

Конструкция

В конструкцию аккумуляторной ячейки входят следующие элементы:

Читайте также: Столб электрический: классификация и этапы установки
  • клеммы или полюсные штыри, которые используются для подключения нагрузки или зарядного устройства;
  • отрицательный электрод плоской конфигурации;
  • положительная пластина трубчатого типа;
  • сепаратор из специального материала, пропитанный загущенным электролитом.

Основные конструктивные элементы АКБ гелиевого типа.

Пластиковый корпус источника тока выполняется из ударопрочного полипропилена, герметичная конструкция исключает вытекание электролитического вещества при длительной эксплуатации изделия под наклоном. Находящийся внутри корпуса электролит удерживает образующиеся при работе газы, предусмотрен предохранительный клапан для сброса избыточного давления.

Для снижения подвижности электролита используется двуокись кремния, которая не изменяет электрохимических характеристик раствора.

Характеристики Gel-аккумуляторов

При покупке гелевого аккумулятора требуется учитывать следующие характеристики:

Внешний вид аккумулятора Delta GX 12-55.

  1. Номинальная емкость, измеренная в А*ч (ампер в час). Параметр указывает на интервал времени, в течение которого батарея способна отдавать ток силой 1 А. Например, аккумулятор Delta GX 12-55 обладает емкостью 55 А*ч. Существуют изделия емкостью 230 А*ч и более, предназначенные для установки на грузовой транспорт.
  2. Ток холодной прокрутки, указывающий на максимальную силу напряжения в цепи на протяжении нескольких десятков секунд. От параметра зависит способность аккумулятора запустить силовой агрегат. Батарея Delta GX 12-100 обеспечивает ток 900 А при температуре воздуха 25°С.
  3. Допустимый ток в цепи зарядки, определяющий время восстановления работоспособности. Для аккумулятора Delta GX 12-100 нормой считается ток силой до 20 А.
  4. Показатель саморазряда при температуре +20…+25°С. Например, изделие Sonnenschein a512/40 A разряжается на 9% за каждые 3 месяца хранения на складе.
  5. Рабочее напряжение батареи. Для автомобилей используются 12-вольтовые аккумуляторы, допускается соединение 2 источников по последовательной схеме для повышения напряжения (используется на грузовых автомашинах).
  6. Масса и габариты изделия, позволяющие подобрать источник питания для автомашины или стационарной установки.
  7. Полярность и тип крепления к аккумуляторной площадке.

Маркировка гелевых АКБ

На верхней крышке корпуса находится этикетка, на которой указаны характеристики источника питания и написана дата изготовления.Каждый производитель использует собственную систему кодировки даты.Например, изделия компании Optima имеют маркировку из 4 цифр вида ABCD, где A указывает на год выпуска, а BCD информирует покупателя о дне производства (отсчет идет с начала года). Надпись вида 7156 указывает на 2021 г. выпуска, батарея собрана в 156 день года.

Маркировка АКБ гелиевого типа от компании Optima.

Для изделий Delta используется код из 2 букв и 2 цифр. Буквы отображают год и месяц выпуска, а цифры позволяют определить день сборки. Например, код AA11 указывает на изделие, выпущенное 11 января 2011 г. Для последующих месяцев и годов используются латинские буквы в алфавитной последовательности. Копания Varta использует для кодировки 4-6 цифр в обозначении, нанесенном на кожух аккумулятора. Цифры обозначают год и месяц сборки соответственно.

Срок службы

Разработчики гелевых аккумуляторов заявляют максимальный срок службы до 10 лет, но условия эксплуатации способны снизить показатель в 2-3 раза. При использовании изделия в условиях низких температур (-30°С и холоднее) наблюдается ускоренное разрушение электродов и электролита. Негативное влияние оказывает и повышенная температура (более 50°С), способствующая испарению воды из гелевого электролитического состава.

Зависимость срока службы гелиевого аккумулятора от температуры.

Для обеспечения срока службы, заявленного производителем, необходимо соблюдать условия эксплуатации гелевой батареи:

  • использовать в диапазоне температур -30…+50°С;
  • проводить зарядку специальным устройством;
  • не допускать регулярных глубоких разрядов;
  • устанавливать изделие в зоне с пониженной влажностью;
  • избегать перезарядки и неполноценной зарядки аккумулятора.

Перегрев дополнительно ускоряет коррозионные процессы, разрушающие поверхность положительных и отрицательных пластин.

Что это такое

В действительности гелевыми аккумуляторами для автомобилей называют свинцово-кислотные АКБ, главной отличительной особенностью которых является использование густого абсорбированного электролита вместо традиционной жидкости. Специальные добавки придают электролиту гелеобразное состояние. Их маркируют как GEL аккумуляторы.

Такая технология предусматривает изготовление полностью герметичных и необслуживаемых батарей. При этом их принцип работы ничем не отличается от всех остальных свинцово-кислотных источников питания.

Читайте также: Подключение датчика дд 035 к светодиодному прожектору. Регулировка и настройка датчика движения. Схема подключения прожектора.

Чтобы загустить электролит, в него добавляют силиконовый наполнитель.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

К числу достоинств аккумуляторов гелевого типа относят следующее:

Вещество используемое для заливки пластин.

  1. Устройство не требует пополнения запаса электролита или воды при нормальных условиях работы. Открывать банки и заправлять дистиллированную воду требуется только при попытке восстановления батареи.
  2. Залитый между пластинами гель является диэлектрической прокладкой между положительными и отрицательными электродами. Вещество дополнительно препятствует выкрашиванию активной массы, что позволяет использовать аккумулятор в условиях повышенных вибрационных нагрузок.
  3. В моторный отсек не попадают агрессивные пары серной кислоты. Испарившиеся вещества и газообразные продукты реакции остаются замкнутыми в геле, а затем используются при работе батареи. Поскольку аккумулятор не выделяет водорода (который образует с кислородом воздуха взрывоопасные смеси в широком диапазоне концентрации), то допускается применять устройство в бытовых источниках бесперебойного или аварийного питания.
  4. Допускается работа устройства в наклоненном состоянии, аккумулятор выдерживает кратковременный переворот на 180°.
  5. Пластина выполняется из химически чистого свинца, который способствует снижению внутреннего сопротивления и ускоряет зарядку.
  6. Высокий пусковой ток (зависящий от температуры окружающей среды).
  7. Увеличенный срок эксплуатации. В отличие от аккумулятора с жидким электролитом, работающего 2-4 года, гелевое устройство функционирует до 10 лет (при соблюдении рекомендаций производителя).
  8. Возможна глубокая разрядка батареи без риска повреждения конструкции.

Недостатки оборудования:

Схема контроллера для регулировки тока.

  1. Увеличенная стоимость, в 2-3 раза превышающая цену стандартного источника питания с жидким электролитом.
  2. Для зарядки требуется установить точные значения силы тока и напряжения. При повышении напряжения в цепи питания (например, при неисправности регулятора на автомобильном генераторе) происходит необратимое разрушение конструкции аккумулятора. Разница в 1-2 В по сравнению с требуемым значением напряжения приводит к падению емкости на 30-40%.
  3. При уменьшении температуры до -30°С и ниже наблюдается замерзание геля, который превращается в хрупкий материал. Жидкий электролит начинает вытекать из затвердевших оболочек в нижнюю часть корпуса батареи.
  4. Необходимо применение дополнительного контроллера, регулирующего параметры тока в цепи питания. Устройство ставится на клемму и регулируется в зависимости от емкости аккумулятора.

Срок службы

Что же касается сроков службы гелевых аккумуляторов, то тут стоит выделить заявленные и фактические цифры.

К примеру, многие производители заявляют о том, что их GEL АКБ способны прослужить порядка 10 лет. Но это ещё не гарантирует, что конкретно в вашем случае такой аккумулятор сможет без проблем отработать весь указанный период.

Фактический срок службы зависит от активности влияния экстремально низких и чрезмерно высоких температур. При менее чем -30 градусах Цельсия электрохимические процессы в GEL АКБ будут замедляться, а при более чем 50 градусах их интенсивность возрастёт. Высокая температура также приводит к ускорению коррозии пластин. Если не поддерживать постоянный высокий заряд, можно столкнуться с проблемой сульфатации. Но и передерживать такие батареи на зарядке тоже нельзя.

Потому, чтобы приблизить фактический срок службы к заявленному, важно не допускать глубокого разряда и перезаряда, выбирать для хранения АКБ только сухие помещения и эксплуатировать батарею в температурном диапазоне от -35 до 50 градусов Цельсия.

Отличие гелевых батарей от кислотных и AGM

В стандартных аккумуляторах используется жидкий электролит, состоящий из дистиллированной воды и серной кислоты. Для повышения эффективности работы и снижения расхода воды в материал пластин стала вводиться сурьма, впоследствии вытесненная кальцием.Для повышения устойчивости к глубоким разрядам в состав вещества электродов добавляется серебро.

Получившиеся батареи относятся к категории малообслуживаемых, доливка дистиллированной воды в процессе эксплуатации не требуется.

От устройств серии AGM (также являющихся свинцово-кислотными) напряжением 12 Вольт гелевое устройство отличается текучестью электролита. В изделиях AGM жидкость находится в порах сепараторов, выполненных из специального кислотоустойчивого стеклопластика. Структура элементов обеспечивает удержание жидкости за счет капиллярного эффекта.

Предусмотрены специальные полости увеличенного размера, предназначенные для сбора газообразных продуктов, формирующихся в ходе электрохимической реакции.

Читайте также: Реостат – это управляющий прибор, способный изменять силу тока и напряжение

Система отвода газов и влаги в аккумуляторах AGM.

Преимуществом устройств AGM является устойчивость к деградации электродов и электролита при глубоких разрядах.Эффект достигается за счет уплотнения пакета, собранного из свинцовых пластин и стеклопластиковых сепараторов. Плотно контактирующие поверхности не допускают испарения воды и выпадения активной массы в осадок.

Конструктивные особенности

Если же говорить о том, из чего состоит стандартный гелевый автомобильный аккумулятор, то тут можно выделить несколько элементов. А именно:

  • положительные электроды;
  • отрицательные пластины;
  • электролит в виде геля;
  • клапаны сброса избыточного давления;
  • клеммы;
  • пластиковый герметичный корпус;
  • пластины-сепараторы.

Принцип работы такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. То есть батарея при наличии заряда отдаёт накопленный ток для пуска двигателя и питания потребителей, когда неактивен генератор. При отдаче заряда напряжение постепенно падает, снижается плотность электролита.

Потому нельзя говорить о том, что гелевый аккумулятор на деле чем-то существенно отличается от кислотного варианта АКБ, где внутри находится не гель, а жидкая среда. Помимо серной кислоты и дистиллированной воды, в гелевые АКБ добавляют ещё и загуститель.

Из-за этого многих интересует, как отличить гелевый аккумулятор от жидкостного свинцово-кислотного. Здесь всё просто. Ориентируйтесь на маркировку. На гелевых можно увидеть надписи GEL. Плюс все GEL АКБ необслуживаемые, их корпус полностью герметичный.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Аккумулятор гелевого типа для автомобиля восприимчив к параметрам электрического тока, подведенного к клеммам. Запрещается использовать стандартные зарядные блоки для обычных свинцово-кислотных устройств.Необходимо приобрести специальное оборудование, позволяющее вручную корректировать характеристики электрического тока.

В конструкции устройства предусмотрен контроллер, автоматически регулирующий параметры зарядки в зависимости от температуры аккумуляторной батареи.

Дополнительное устройство, предназначенное для контроля уровня заряда АКБ. Оно не приобретается отдельно, а монтируется в специализированное зарядное оборудование.

Последовательность действий при обслуживании гелевого аккумулятора:

  1. Снять источник тока с машины, а затем подсоединить кабели от зарядного блока с соблюдением полярности (для положительной клеммы используется зажим из красного пластика).
  2. Установить вручную силу тока в цепи зарядки, которая должна составлять 10% от номинальной емкости (например, для изделия емкостью 54 А*ч требуется выставить значение 5,4 А). Для контроля параметра используется цифровой или аналоговый прибор, установленный на корпусе. Если требуется выполнить ускоренное восстановление емкости, то сила тока повышается до 30% от номинальной емкости. Часто использовать ускоренный алгоритм не рекомендуется (на корпусе указывается порог силы тока в цепи зарядки, параметр Max Initial Current).
  3. Отрегулировать напряжение в цепи питания на уровне до 14,5 В (точное значение нанесено на заводской бирке в графе Cycle Use). При повышении параметра происходит размягчение геля, что приводит к утрате электрохимических характеристик.
  4. Зарядка источника питания для авто занимает до 12 часов. Если батарея не используется или смонтирована в источнике аварийного питания, то требуется проводить подзарядку устройства. Допустимое напряжение в цепи указывается на заводской этикетке в графе Standby Use.

Основные характеристики

При выборе гелевого стартерного аккумулятора, обычно покупатель обращает внимание на несколько основных характеристик:

  1. Ёмкость. Единицей измерения выступают Ампер/часы. Указывает количество часов, в течение которых АКБ может отдавать энергию, равную 1 А.
  2. Ток заряда. Указывает на максимально допустимую силу тока, которую можно использовать в процессе зарядки батареи. Обычно это около 10% от ёмкости.
  3. Ток разряда. Это пусковой ток. Максимальная сила тока, которую батарея способна отдавать в течение 30 секунд. Непосредственно влияет на запуск двигателя.
  4. Рабочее напряжение. Тут всё по стандарту, 12 В.
  5. Вес. Масса зависит в основном от ёмкости, поскольку по мере её увеличения растёт количество используемого свинца.

При выборе нужно ориентироваться на характеристики АКБ, требуемые для конкретного автомобиля. Их определяет производитель. Но параметры можно варьировать.

Зарядка для гелевых АКБ своими руками

Самодельное зарядное устройство для автомобильного АКБ гелевого типа строится на базе понижающего трансформатора, работающего совместно с полупроводниковым выпрямительным блоком. Вводится регулятор тока и напряжения, построенный на основе микросхемы (например, изделие L200CV от ST Microelectronics).

В конструкции предусматриваются дополнительные сопротивления, позволяющие регулировать силу тока в выходной цепи.Для контроля параметров устанавливается амперметр и вольтметр, все детали размещаются в закрытом корпусе.

Выбор гелевой аккумуляторной батареи

При выборе гелевых аккумуляторов следует, в первую очередь, обращать внимание на следующие параметры:

  • номинальное напряжение;
  • номинальная емкость;
  • максимальный ток нагрузки;
  • рабочий диапазон температур, либо рекомендуемая сфера применения;
  • рекомендуемый режим заряда-разряда (буферный/циклический);
  • длительность рекомендуемого цикла разряда.

При эксплуатации конкретной модели GEL аккумулятора, когда режим в точности соответствует рекомендуемому производителем, аккумулятор будет радовать вас надежностью и большим сроком службы.

Если вам нужна профессиональная консультация по аккумуляторным батареям, просто отправьте нам сообщение!

Обслуживание аккумулятора

Устройство не требует периодического обслуживания в процессе эксплуатации. Если наблюдается падение емкости, сопровождаемое раздуванием корпуса, то необходимо снять пластиковые заглушки и осмотреть банки. При обнаружении осыпавшегося из-за недостатка воды электролита дальнейшая эксплуатация аккумулятора не рекомендуется.

Восстановить изделие путем добавления электролита не удается, специальных реагентов для повторной активации вещества не существует.

Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду

Для восстановления рабочих параметров батареи допускается доливка в банки дистиллированной воды (электролит вводить не рекомендуется). Перед началом доливки необходимо отключить источник питания от внешней цепи. Затем потребуется снять пластиковую крышку и удалить резиновые заглушки, закрывающие банки.

Жидкость наносится носиком шприца или резиновой груши по 2-3 мл на поверхность сепараторов, а затем устройство выдерживается 8-10 часов (для пропитывания разделительных пластин раствором).

Шприц для добавления воды в АКБ.

Если вся жидкость впиталась, то необходимо добавить еще 2-3 мл воды.

Процедура повторяется до момента прекращения впитывания раствора, излишки жидкости удаляются шприцем. Провести замер напряжения на клеммах, а затем подсоединить внешний блок питания. После зарядки малым током параметры аккумулятора частично восстанавливаются, но емкость снижается на 30-50%. Длительная эксплуатация изделия не рекомендуется, поскольку батарея не обеспечит уверенного пуска мотора.

Читайте также: Пусковой выпрямитель для авто из трансформатора микроволновки

Преимущества и недостатки

Отдельно стоит взглянуть на плюсы и минусы гелевых аккумуляторов для автотранспортных средств. Это во многом даст некоторым автомобилистам понять, стоит им покупать такие АКБ или нет.

К сильным сторонам относятся:

  • длительный эксплуатационный срок;
  • солидное количество выдерживаемых циклов заряда–разряда;
  • способность выдержать около 400 полных разрядов;
  • незначительные потери ёмкости при простое АКБ без работы;
  • прочность и надёжность;
  • использование современных технологий;
  • малое внутреннее сопротивление;
  • высокие показатели эффективности;
  • полностью необслуживаемый тип АКБ;
  • безопасность при эксплуатации.

Но это не всё. У таких аккумуляторов есть ещё и недостатки.

Минусы проявляются в следующем:

  • параметры зарядки должны быть строго регулируемыми и не выходить за прописанные значения, иначе начнутся процессы разрушения внутренних компонентов;
  • такие АКБ более чувствительные к сильным морозам, поскольку при застывании геля ухудшаются характеристики электролита, снижается электрохимическая эффективность;
  • гелевые батареи отличаются не самой высокой стойкостью к короткому замыканию;
  • если сравнивать с обычными свинцово-кислотными АКБ, гелевые заметно дороже.

Каждый уже может сам сделать соответствующие выводы для себя и принять окончательное решение касательно покупки гелевого источника питания.

Добавить комментарий